![От «Заратустры» до «Что? Где? Когда?»: как Рихард Штраус создал одну из самых знаменитых мелодий для ХХ века 9 Рихард Штраус, крупнейший композитор-романтик, известен всем людям на Земле прежде всего по вступлению к симфонической поэме «Как говорил Заратустра»](https://s10.stc.yc.kpcdn.net/share/i/12/13849930/wr-960.webp)
Рихард Штраус, крупнейший композитор-романтик, известен всем людям на Земле прежде всего по вступлению к симфонической поэме «Как говорил Заратустра»
Есть композиторы, у которых одна мелодия затмевает все остальные. Феликса Мендельсона, создателя многочисленных опер, ораторий и концертов, большинство знает лишь по «Свадебному маршу». Карл Орфф не ленился, сочинял музыку к греческим трагедиям, а в истории остался благодаря вступлению к кантате «Кармина Бурана», которое идет две с половиной минуты. А его соотечественник и современник Рихард Штраус, крупнейший композитор-романтик, известен всем людям на Земле прежде всего по вступлению к симфонической поэме «Как говорил Заратустра». Оно было использовано Стэнли Кубриком в начале «Космической одиссеи 2001 года», а потом (что для среднестатистического русского человека гораздо важнее) – Владимиром Ворошиловым для заставки «Что? Где? Когда?» Этой мелодией открывал свои концерты в Лас-Вегасе Элвис Пресли. Она много лет звучит на гонках в Ле Мане. Под нее выходили на ринг профессиональные рестлеры. Она грохотала в мультфильмах «Ледниковый период», «Валли» и «История игрушек-2», а равно и в недавней «Барби». Ею сопровождали трансляции с космодрома, где запускали в космос «Аполлон-11», впервые долетевший до Луны.
Штраус, когда писал начало «Заратустры», имел в виду просто восход солнца (кстати, оно восходит и у Кубрика). Вряд ли композитор мог в 1896 году предположить, что мелодия оторвется и от его «поэмы», и от Фридриха Ницше и заживет собственной бурной жизнью.
«ЧЕРЕЗ ДЕСЯТЬ ЛЕТ НИКТО НЕ ВСПОМНИТ ВАГНЕРА!»
Рихард Штраус родился в Мюнхене 11 июня 1864 года. Его родители были обеспеченными людьми: мать происходила из богатой семьи пивоваров, с XV века продававших пиво Pschorr, очень популярное в Баварии. А отец был музыкантом, играл на валторне в Мюнхенском придворном оркестре, любил Моцарта, Гайдна и Бетховена, и ненавидел Рихарда Вагнера. Проблема была в том, что Вагнер, грубо говоря, был его начальником: благодаря покровительству короля Людвига II он вообще стал в Баварии композитором № 1, и в оркестре был человеком № 1, и Франц Штраус, давясь от отвращения, был вынужден исполнять всякую мерзость вроде «Тристана и Изольды». Он ссорился с Вагнером, словно нарываясь на увольнение, но уволен не был, потому что на своей валторне играл волшебно. (Когда в 1883 году Вагнер умер, весь Мюнхенский оркестр встал, чтобы почтить его память – и только Франц Штраус демонстративно остался сидеть). Разумеется, он сделал все, чтобы защитить сына от тлетворного влияния автора «Кольца Нибелунгов». И юный Штраус верил папе, торжественно заявляя в письмах: «Через десять лет ни одна душа не будет знать, кто такой Вагнер!»
![От «Заратустры» до «Что? Где? Когда?»: как Рихард Штраус создал одну из самых знаменитых мелодий для ХХ века 10 Рихард Штраус. Портрет работы Макса Либермана, 1918 год](https://s09.stc.yc.kpcdn.net/share/i/beige/325472601571f31e1bf00674c368d335.gif)
Рихард Штраус. Портрет работы Макса Либермана, 1918 год
Еще когда Рихард Штраус был мальчиком, стало понятно, что ему суждено стать музыкантом. Первые произведения он написал в шесть лет, а в 12 уже создал «Праздничный марш», полноценное сочинение для оркестра, причем оно было издано (конечно, на деньги родственников матери, но все-таки издано!) В 17 лет его симфонии уже исполнял оркестр (конечно, любительский, которым руководил его папаша, но все-таки исполнял!)
А дальше началось фантастическое везение. На Рихарда обратил внимание знаменитый пианист и дирижер Ханс фон Бюлов, и решил исполнить его «Серенаду», сочиненную в 16 лет. Тут уже речь не шла ни о деньгах, ни о влиянии отца (как раз со Штраусом-старшим у Бюлова, друга Вагнера, отношения были напряженными). А потом он еще заказал Рихарду новую музыку для знаменитого Мейнингенского оркестра, которым руководил. И заставил юнца самостоятельно дирижировать (хотя раньше Штраус не прикасался к дирижерской палочке). А потом и вовсе сделал его своим заместителем (хотя на эту должность претендовал, например, великий Густав Малер). А потом Штраус вообще занял место Бюлова в оркестре. Как писал биограф композитора Джордж Марек, «всего за месяц — необычайно короткий срок обучения — из неоперившегося птенца Бюлов выпестовал дирижера». Удивительно, как он рассмотрел талант в двадцатилетнем композиторе, который не создал еще ничего выдающегося и за дирижерский пульт становиться вообще-то не собирался. Впоследствии Штрауса будут называть одним из лучших дирижеров в истории Европы, он даже составит классические «Десять золотых правил», первое из которых гласило: «Ты не должен потеть, когда дирижируешь, но публике должно быть тепло».
![От «Заратустры» до «Что? Где? Когда?»: как Рихард Штраус создал одну из самых знаменитых мелодий для ХХ века 11 Рихард Штраус в возрасте 40 лет. Почтовая открытка](https://s09.stc.yc.kpcdn.net/share/i/beige/325472601571f31e1bf00674c368d335.gif)
Рихард Штраус в возрасте 40 лет. Почтовая открытка
Бюлов заодно познакомил Штрауса с Иоганном Брамсом, и начал потихоньку приобщать его к музыке недавно скончавшегося Вагнера. А еще Штраус встретил композитора и скрипача Александра Риттера, который был женат на одной из вагнеровских племянниц. Тот окончательно превратил юношу в вагнеровского фаната, выбив из него все отцовские предубеждения. В частности, он познакомил со вдовой композитора Козимой (кстати, дочерью Ференца Листа и бывшей супругой Бюлова, – она его бросила, предпочтя Вагнера, там разыгралась довольно впечатляющая мелодрама). Козиму и Штрауса потом много лет связывала дружба. А влияние Вагнера на музыку Штрауса трудно переоценить.
«ТЛЕТВОРНАЯ» «САЛОМЕЯ» И ЛЕСТЬ ГИТЛЕРА
В 25 лет Штраус написал симфоническую поэму «Дон Жуан», которая и сейчас считается одним из главных его произведений. Этих симфонических поэм впереди было много: «Макбет», «Смерть и просветление», «Веселые проделки Тиля Уленшпигеля»… Потом был «Заратустра», которому Штраус собирался дать подзаголовок «Симфонический оптимизм, облеченный в форму конца века, посвящается ХХ столетию». Фридрих Ницше ничего не смог сказать по этому поводу: к 1896 году то ли нейросифилис, то ли шизофрения, то ли опухоль мозга в принципе лишили его возможности связно разговаривать. Но в целом эта 33-минутная «поэма», за исключением грандиозного вступления, «гимна, с которым Заратустра обращается к солнцу», не считается триумфом композитора.
![От «Заратустры» до «Что? Где? Когда?»: как Рихард Штраус создал одну из самых знаменитых мелодий для ХХ века 12 Почтовая марка с портретом Рихарда Штрауса](https://s09.stc.yc.kpcdn.net/share/i/beige/325472601571f31e1bf00674c368d335.gif)
Почтовая марка с портретом Рихарда Штрауса
Зато сенсацию произвела опера «Саломея» (1905) по пьесе Оскара Уайльда. Престарелый отец Штрауса, ознакомившись с партитурой, воскликнул: «О господи, какая нервная музыка! Так и кажется, будто в штаны к тебе забралась куча муравьев». Но публика рукоплескала: в течение двух лет «Саломею» поставили в пятидесяти оперных театрах по всему миру. В Нью-Йорке, правда, разразился скандал. Один врач написал в «Нью-Йорк таймс» письмо: «Я, человек, проживший уже почти полжизни и посвятивший более двадцати лет своей профессии, которая требует ежедневного общения с дегенератами, (…) утверждаю, что «Саломея» представляет собой точный до мелочей пример самых ужасных, отвратительных и неприличных черт дегенеративности, о которых мне когда-либо доводилось слышать или читать и которые даже трудно себе вообразить». Потом еще и рецензент «Нью-Йорк трибьюн» назвал «Саломею» «тлетворной», «чудовищной» и «тошнотворной». Через пять дней оперу сняли с репертуара. Но все равно эти пять дней толпу желающих посмотреть, как Саломея целует в губы отрубленную голову пророка Иоканаана, приходилось сдерживать полицейским.
А за «Саломеей» последовали «Электра», «Кавалер розы», «Ариадна на Наксосе» и другие оперы. Плюс балеты (один из них, «Легенда об Иосифе», был заказан Дягилевым для «Русских сезонов» в Париже). Плюс новые симфонические поэмы и произведения для камерных ансамблей. Старость Штраус встретил одним из самых знаменитых композиторов Европы.
Нацисты не могли пройти мимо такого человека: им хотелось заручиться поддержкой признанного гения. Гитлер и Геббельс безудержно ему льстили, сделали его президентом Имперской музыкальной палаты (это был правительственный орган, заведующий музыкальной жизнью Германии), – а он спокойно принимал их почести, считая себя глубоко аполитичным человеком. Джордж Марек писал: «Штраус не был нацистом. Но не был он и противником нацизма. Он был одним из тех, которые позволили нацистам прийти к власти. Более того, он с ними сотрудничал. Подобно многим другим, он думал: «Ну не станут же они воплощать в жизнь свои зверские лозунги»… Он был немецким композитором при кайзере, был композитором при Веймарской республике, стал президентом Имперской музыкальной палаты при национал-социалистах и, если в Германии к власти придут коммунисты, станет комиссаром. Ему все равно».
В молодости Штраус был антисемитом (став им под влиянием отца и Бюлова), но потом это как-то рассосалось; он стал тепло относиться к евреям, особенно – к жене своего сына Алисе, которую всей душой полюбил. А еще, например, к Стефану Цвейгу, написавшему либретто к его опере «Молчаливая женщина». Когда гестапо перехватило письмо Штрауса к Цвейгу, эмигрировавшему в Лондон, разразился скандал. Композитора заставили уйти в отставку с поста президента Имперской музыкальной палаты, он фактически стал персоной нон грата. И все-таки его 80-летие, пришедшееся на 1944 год, было пышно отпраздновано, а Алису и внуков благодаря его авторитету удалось спасти от гестапо. Позднее Штраус утверждал, что именно страхом за невестку и ее детей было продиктовано его сотрудничество с нацистами (или, по крайней мере, непротивление им; обвинения в сотрудничестве после войны были официально сняты Мюнхенским трибуналом). На самом деле Штраус «все время колебался между «за» и «против», руководствуясь тем, что лучше для него самого, а не для мира, не для его страны и даже не для музыки». После разгрома фашистов он воскликнул: «Конечно, нацисты были преступниками — я всегда это знал. Представьте себе — они закрыли театры и сделали невозможной постановку моих опер!»
А еще через несколько лет, в сентябре 1949-го, Штраус умер (жена, оперная певица Паулина Мария де Ана, с которой он провел в браке 55 лет, пережила его на восемь месяцев). Его оперы ставят до сих пор, и до сих пор пишут о нем книги. Не поленитесь, залезьте в YouTube, ознакомьтесь с его произведениями помимо вступления к «Заратустре» – он ведь и правда был гениальным композитором.
СЛУШАЙТЕ ТАКЖЕ
В Кронштадте снимут русский Форт Боярд, а Сергей Бурунов просит сумасшедшие деньги после успеха (подробнее)