Производители автомобилей обычно указывают тип рекомендованного топлива для своих машин. В руководствах по эксплуатации чаще всего встречается формулировка «не ниже АИ-92» или «не ниже АИ-95». Этим производители стремятся обезопасить владельцев от некачественного топлива, хотя, на самом деле, фактическое качество бензина зависит только от надёжности АЗС, а не от октанового числа.
Если у автомобиля степень сжатия двигателя составляет 10, то оптимальным выбором будет АИ-92, независимо от рекомендаций в инструкции. Заправляться АИ-95 можно, но в этом нет особого смысла. А вот для моторов со степенью сжатия 10,5-12 действительно лучше использовать бензин не ниже АИ-95.
Для чего опытные водители в России переходят на АИ-92 вместо АИ-95 с наступлением холодной осенней погоды? Ответ очевиден — для обеспечения более надёжного запуска ДВС при отрицательных температурах. В АИ-92 количество добавок, повышающих октановое число, значительно меньше, чем в АИ-95, что делает его более легковоспламеняемым. Это, в свою очередь, облегчает запуск двигателя в морозные дни. Кроме того, переход на АИ-92 вместо АИ-95 позволяет существенно сэкономить, ведь цена АИ-92 заметно ниже.
Некоторые скептики могут возразить, что такой подход может привести к детонации и сократит срок службы двигателя, особенно в современных моторах. Действительно, для турбированных ДВС переход на низкооктановое топливо не рекомендуется. Однако многие автопроизводители уже адаптировали свои турбодвигатели для использования АИ-92 с учетом суровых российских условий эксплуатации. К тому же все современные моторы оснащены системами автоматической октан-коррекции, которые помогают устранить проблемы с детонацией.
Некоторые автомобилисты утверждают, что АИ-92 может снижать мощность и увеличивать расход топлива, но при отрицательных температурах это не имеет решающего значения. Однако на самом деле это не так. В холодное время года автомобили потребляют больше топлива из-за необходимости прогрева, а снижение мощности компенсируется повышенной плотностью холодного воздуха, насыщенного кислородом.