«Смотрит в книгу, видит фигу», «в одно ухо влетело, в другое вылетело» — часто это не про лень и баловство на уроках, а про сложности с рабочей памятью. Разбираемся, откуда они берутся и как помочь ребенку.
ГДЕ ВТОРАЯ ОБУВЬ?
Насколько хорошо будет учиться деточка, зависит от множества вещей – и не в последнюю очередь от рабочей памяти. Именно эта когнитивная система отвечает за то, чтобы он прочитал условия задачи и понял их. Записал текст под диктовку и подчеркнул нужные орфограммы. Выполнил работу по образцу и ничего не напутал. Вовремя собрал школьный рюкзак и не забыл сменную обувь.
В целом рабочая память – это не про запоминание на года вперед, а про способность удерживать в сознании информацию, нужную для выполнения конкретных дел здесь и сейчас. Как только дело сделано, все данные или удаляются, или переводятся в долговременную память – если мозг считает, что они еще могут пригодиться.
Эксперименты ученых показали, что детям с хорошей рабочей памятью (РП) проще даются математика и чтение. Более того, тесты на РП точнее тестов на IQ предсказывают академические успехи. Что помогает «оперативке» нормально работать, а что мешает?
У 10–15% школьников, по данным исследований, проведенных в Великобритании, есть проблемы с рабочей памятью. Среди них, например, дети с СДВГ, расстройствами аутического спектра, дислексики и т. д.
МАГИЧЕСКОЕ ЧИСЛО
Когда родитель выдает ребенку длинный список дел, а потом сердится, что тот снова все перепутал, он сам забывает, что детская память – не та, что у взрослых. Ее «пропускная способность» гораздо ниже. Впрочем, и у старших емкость рабочей памяти ограничена.
Американский психолог Джордж Миллер еще в середине прошлого века экспериментально выяснил, что человек может запомнить и повторить в среднем 7 ± 2 смысловых единиц. Не так давно выяснилось, что этих единиц еще меньше – 4 ± 1. Причем в детстве этот показатель как минимум вдвое ниже.
На основе изысканий Миллера построена теория ячеек, которая предполагает, что в рабочей памяти есть ограниченное количество «ячеек» для размещения информации. Все, что сверх того, просто «не помещается в голове». Теория удачно демонстрирует, как мешает думать и запоминать посторонняя ерунда. Если память забита роликами из ТикТок, прямо сейчас она не в состоянии думать ни о чем о другом. Потребуется время, чтобы ее разгрузить.
Впрочем, до определенной степени мозг умеет обходить ограничения, например, группирует данные. Если последовательность 05072023 воспринимать не как хаотичный набор цифр, а дату рождения любимого кота, она займет всего одну ячейку, а не восемь. Подобным мнемоническим приемам можно и нужно учить детей, это очень облегчит им жизнь.
Признаки проблем с рабочей памятью:
-
ребенку трудно следовать инструкциям,
-
неактивен во время групповых занятий, не всегда может ответить на вопросы,
-
теряется при выполнении сложных заданий,
-
легко отвлекается и «отключается»,
-
есть сложности в социуме.
ЭМОЦИИ И СМЫСЛ
Есть и другие теории, объясняющие, как устроена рабочая память. Одна из них – ресурсная – тоже предполагает, что возможности «оперативки» ограничены. Однако мозг не отметает механически все, что «не поместилось», а по определенным признакам ранжирует поступающую информацию. Одно признается важным и берется в разработку, другое остается вне зоны внимания и просто забывается.
Это вполне объясняет, почему мы в первую очередь запоминаем то, что считаем интересным, а скучное оставляем за бортом. Именно поэтому в обучении так важна мотивация и заинтересованность. Если придумать, как сделать нужное интересным, ребенку будет проще справиться даже со сложным заданием.
Эмоции тоже важны. Да, и плохие, ведь главная задача мозга – постоянно мониторить окружающую среду, чтобы вовремя обнаружить опасность и среагировать на нее. Но если речь идет об эффективном обучении, важнее эмоции положительные. Потому что стресс снижает мыслительные способности, а позитивный настрой, напротив, повышает КПД. Так что прежде, чем ругать и читать нотации ребенку, который снова что-то сделал не так, стоит подумать – а какой в этом смысл?
Не будь как Дори
Рабочая память, иначе ее называют оперативной, является частью кратковременной памяти. В нее постоянно сыпется информация от сенсорных систем – звуки, запахи, ощущения и т. д. А также попадают – сознательно или спонтанно – воспоминания из долговременной памяти. В этом хаосе рабочая память вылавливает нужные сигналы и обрабатывает их. Без нее мы были бы как рыбка Дори из мультика – постоянно бы все забывали и не могли ни на чем сосредоточиться.
УПРАВЛЯЙ НАГРУЗКОЙ
Рабочая память очень важна для общего интеллекта – чем больше в нее помещается и чем лучше она обрабатывает данные, тем успешнее мозг справляется с текущими задачами и создает новые концепции, то есть устанавливает новые связи между отдельными блоками информации. Большинство специалистов связывают развитие когнитивных способностей с увеличением КПД рабочей памяти.
Разработаны специальные тесты, которые определяют запас «оперативки» конкретного человека. Если изначально оперативный простор невелик (это во многом определяется генетикой, обстоятельствами роста и развития), требуется специальный подход, который поможет максимально использовать то, что есть. Делались попытки разработки специальных компьютерных игр и прочих тренингов для рабочей памяти, но все они оказались не слишком эффективными.
Зато управление когнитивной нагрузкой – так называют объем информации, которую «оперативка» обрабатывает в данный момент времени – вполне работающая вещь. Ее принципы сформулировал психолог и педагог Джон Свеллер. Он предположил, что информация будет хорошо усваиваться, если мозг получает столько нагрузки, сколько может освоить на данном этапе развития.
Малыши, например, способны оперировать максимум двумя понятиями сразу: на картинке большой и полосатый кот – о, это же тигр! Затем, годам к пяти, умеют сложить два числа, это уже три составляющих. А уже годам к 10–11 большинству становятся доступными пропорции или дроби, где нужно одновременно держать в уме 4 смысловых блока.
То есть идем от частного к целому, от простого – к сложному. Не забываем про волшебную мощь повторения – с каждым разом мозг будет воспринимать информацию все проще, ведь он уже знаком с ней и частично обработал. Имейте в виду – лучше повторять три раза по 10 минут, чем полчаса подряд. Рабочая память, как мышца, нуждается в отдыхе, чтобы разгрузиться и восстановиться.
При этом важно, чтоб ребенку не было и слишком легко. Наш мозг заточен решать сложные задачи, на грани своих возможностей. Именно тогда он работает в полную силу и, выполнив задание, будет заслуженно доволен своей работой.
Как помочь ребенку учиться
-
поддерживать интерес и мотивацию к получению новых знаний,
-
разбивать сложные задачи на простые подзадачи,
-
учить пользоваться мнемоническими техниками,
-
убрать отвлекающие вещи из зоны видимости во время занятий,
-
сделать так, чтобы высыпался, гулял, больше двигался и меньше нервничал,
-
следить за питанием – меню должно быть сбалансированным, содержать максимум витаминов, минералов и полезных для мозга ненасыщенных жиров омега 3,6,9.