В исследовании, опубликованном 2 апреля в журнале Cell Reports, ученые изучили пары близнецов, чтобы посмотреть, как взаимодействие генетики и окружающей среды влияет на когнитивные процессы. Они обнаружили, что некоторые метакогнитивные способности, по-видимому, регулируются в большей степени факторами окружающей среды, чем генетикой.
«Прошлые исследования показали, что общий интеллект, часто называемый коэффициентом интеллекта или IQ, имеет наследуемость в диапазоне от 50% до 80%», — говорит старший автор исследования Сяохун Ван из Пекинского педагогического университета в Китае. «Наше исследование может быть первым, демонстрирующим, что другой вид когнитивных способностей, известный как метапознание и ментализация, может быть гораздо более подвержен влиянию окружающей среды».
Когнитивные функции, такие как восприятие, внимание, память, язык и планирование, считаются основой общего интеллекта. Эти функции регулируют то, как люди организуют и обрабатывают новую информацию. Метапознание, напротив, изучает, насколько хорошо люди понимают и контролируют свои когнитивные процессы.
Метапознание важно для разработки стратегий обучения и, как полагают, является предиктором успехов человека в школе и социальных достижений. Ментализация описывает процесс распознавания и понимания психических состояний, таких как эмоции и отношения, как у нас самих, так и у других людей.
Для этого исследования ученые набрали 57 пар взрослых монозиготных (однояйцевых) близнецов и 48 пар дизиготных (разнояйцевых) близнецов из Пекинского исследования близнецов (BeTwiSt). Это продолжающееся долгосрочное исследование, начатое в 2006 году, которое включает в себя обширные данные, такие как изображения мозга и психологические опросы, а также генетическую информацию о парах близнецов.
Близнецов попросили выполнить задания, связанные с метапознанием. Эти задания заключались в наблюдении за скоплением движущихся точек на экране и вынесении перцептивного суждения о направлении этих точек. Их также попросили оценить их уверенность в своих решениях. Чтобы измерить ментализацию, участников попросили оценить уверенность партнера в своих способностях принимать решения.
Ученые обнаружили, что пары близнецов, чьи родители имели более высокий уровень образования и более высокие семейные доходы, имеют схожие результаты друг с другом, независимо от того, были ли они идентичными или разнородными. Эти наблюдения показали, что семейное окружение с большей вероятностью влияет на метакогнитивные способности, чем генетика.
«Наши результаты превзошли все наши ожидания», — говорит Ван. «Десятилетия обширных исследований с использованием классической парадигмы близнецов последовательно демонстрировали наследуемость почти всех когнитивных способностей, изученных до сих пор. Наши результаты подчеркивают, что эти общие семейные факторы окружающей среды, такие как родительская забота и передача культурных ценностей, вероятно, играют значительную роль в формировании репрезентаций психического состояния в метапознании и ментализации».
Ученые признают, что у этого исследования есть ограничения и что необходимо проделать еще много работы. Они планируют продолжить свои исследования в этой области, в том числе использовать популяционные исследования для дальнейшего изучения того, какие специфические родительские факторы воспитания и социокультурные ценности влияют на метакогнитивные и ментализирующие способности индивидов.