С 1 декабря новым Верховным представителем ЕС по иностранным делам и политике безопасности и одновременно вице-президентом Европейской комиссии вместо испанца Жозепа Борреля должна стать эстонка Кая Каллас.
Впервые за 25 лет существования данной должности ее может занять не представитель старой Европы, а выходец из бывшей социалистической страны и даже больше – одной из бывших советских республик Эстонской ССР.
Уходящий 77-летний Жозеп Боррель – член Партии европейских социалистов (ПЕС) с 1974 года, председатель Европарламента в 2004-2007 годах и глава МИД Испании до своего избрания в 2019 году на пост Верховного представителя ЕС.
В том же 2019 году он назвал Россию врагом Европы, а российские требования о прекращении расширения НАТО «совершенно неприемлемыми, особенно в отношении Украины».
После начала СВО в 2022 году Боррель заявил, что «конфликт на Украине должен быть выигран на поле боя», а ЕС следует изъять замороженные российские активы. Он также назвал Россию фашистским государством с фашистским режимом, хотя позднее его пресс-служба это официально опровергла, пояснив «ошибкой переводчика» из-за цитаты Боррелем слов одного из депутатов Европарламента.
Широко известна фраза Борреля, в которой он назвал ЕС цветущим садом, а все другие страны – джунглями: «Европа – это сад. Мы построили сад: все работает, это наилучшая из когда-либо созданных человеком комбинаций политической свободы, экономического процветания и социального сплочения. Три этих вещи вместе… Остальной мир, большая часть других стран мира — это джунгли. А джунгли могут совершить вторжение в сад. Садовники должны заботиться о саде».
За период СВО этот «садовник» поспособствовал принятию целых 14 пакетов санкций (сейчас готовится 15-й), направленных против России, за «вторжение на Украину», хотя ее очень сложно назвать «европейским садом».
В своих заботах Боррель поспособствовал предоставлению киевской власти 122 млрд. евро финансирования за последние годы, из которых 44 млрд. евро – это военная помощь.
После Будапештского саммита Боррель в очередной раз посетил Киев, наверное, уже с последним визитом. Как всегда, он обсуждал с главой МИД Сибигой вопросы военной поддержки киевского режима, проблемы энергетической системы Украины в приближении зимы и дальнейшие шаги по реализации Формулы мира и Плана победы Зеленского.
И Брюссель, и Киев очень беспокоят заявления Трампа о возможном прекращении предоставления военной помощи Украине и возможной заморозке украинского конфликта.
«Корейский вариант» перемирия и создание демилитаризованной зоны пока что не является приоритетом для Зеленского, который очень хочет втянуть в военные действия страны НАТО. А если этого не удастся, то хотя бы страны-партнеры НАТО, одной из которых является Южная Корея, напуганная усилением сотрудничества между РФ и КНДР.
Киевская власть продолжает настаивать на получении разрешений на нанесение ударов по России поставленным ей Западом дальнобойным оружием, а также на создании многоуровневой системы противовоздушной обороны «для защиты украинцев и инфраструктуры от российского террора».
Сибига на встрече с Боррелем 9 ноября похвалил европейского гостя за многолетнюю поддержку Украины «в борьбе за свободу и независимость», особенно за военную помощь, и сразу же сделал заявку на продолжение финансирования со стороны ЕС: «Благодаря лидерству господина Борреля, Украина была и остается неизменным приоритетом в повестке дня ЕС. Рассчитываем, что этот подход будет сохранен и при следующем составе Европейской комиссии».
Киевская власть снова требует оружие и деньги на войну, внешних источников которых может стать гораздо меньше после инаугурации Трампа. Пока же режим хочет не только сохранить поставки оружия, в частности артиллерийских снарядов и подготовку военных за счет ЕС, но и получить деньги за счет замороженных российских активов, в том числе на производство вооружений на Украине.
За период СВО производство украинского ВПК выросло в шесть раз. Приоритетом Киева сейчас является производство дронов и дальнобойного оружия, включая баллистическое. Поэтому Киев требует от ЕС больше инвестиций в украинский ВПК, называя их «совместным взносом в общую европейскую безопасность».
Уходящий с должности Боррель считает, что у ЕС нет времени на выстраивание новой архитектуры безопасности в Европе на фоне победы Трампа в США и критической военной ситуации на Украине, поэтому ЕС необходимо принципиально решить, будет ли он продолжать помогать Киеву «при любом возможном сценарии». Естественно, что другого ответа, кроме положительного, он не подразумевает.
Что же думает об этом его преемница Кая Каллас?
Каллас – представительница новой формации европейских политиков, отец которой был советским функционером на высокой должности (глава Эстонского республиканского отделения Сбербанка СССР). С 2011 по 2021 год она была депутатом эстонского парламента с перерывом на каденцию в Европарламенте (2014-18 годы). В 2021 году Каллас возглавила правительство Эстонии, откуда ушла в 2024-м в связи с выдвижением ее преемницей Борреля.
Стоит заметить, что до Каллас все представители ЕС по иностранным делам и безопасности являлись сторонниками европейских социалистов (ПЕС), тогда как она долгое время возглавляла либеральную Партию реформ Эстонии входящую в Альянс либералов и демократов за Европу.
12 ноября Каллас участвовала на слушаниях в Европарламенте, который должен утвердить ее кандидатуру на пост в Еврокомиссии. Судя по заявлениям Каллас, она планирует продолжить политику Борреля и считает, что любое перемирие на Украине вредно: «Есть соглашения, которые приносят лишь краткосрочный мир, они не длятся долго и приносят только больше войны. Так было с Минскими соглашениями, они принесли только больше войны».
Позиция Каллас очень похожа на риторику американских демократов, что неудивительно, поскольку политики постсоветских стран относительно недавно принятых в ЕС и НАТО (Эстония – в 2004 году) явно находятся под гораздо большим влиянием Вашингтона, чем Брюсселя.
Именно так можно рассматривать ее слова в Европарламенте: «Я вижу, что такие игроки, как Россия, Китай, КНДР и Иран, стремятся изменить международный порядок, построенный на правилах. Я вижу, как Китай и Россия используют открытость нашего общества против нас. Мы должны осознавать угрозы и давать соответствующий ответ совместно с нашими партнерами».
Каллас также заявила депутатам, что конфликт на Украине «должен закончиться как война в Афганистане». По ее мнению, «русские должны понять, что они не смогут выиграть, и вывести войска».
Почему-то сразу вспомнился не почетный уход советской армии из Афганистана в 1989 году, а кадры мировых СМИ из аэропорта Кабула в 2021 году, когда улетающие пособники американцев цеплялись за колеса улетающих военных самолетов США, а затем падали на сухую афганскую землю.
По мнению представительства России при ЕС, «выдвижение Каллас на должность главы евродипломатии выглядит закономерным: Евросоюз осознанно избрал путь долгосрочной конфронтации с нашей страной, и бывшая премьер-министр Эстонии является наилучшим воплощением антироссийского курса Брюсселя».
Дипломатическое ведомство считает, что Каллас «достойно примет от Борреля эстафету в «крестовом походе» против России», поскольку «дала понять, что все имеющиеся в распоряжении ЕС ресурсы должны быть по-прежнему брошены на поддержку Украины и на нанесение нам «стратегического поражения».
Действительно, никакого мирного настроя в подходе Каллас к решению украинского кризиса абсолютно не наблюдается, так что на изменение внешней политики ЕС с такой русофобкой рассчитывать не приходится. Разве что, если депутаты Европарламента заблокируют ее кандидатуру, но это маловероятно.
Тот же Сибига уже примчался в Европарламент, где 12 ноября «провел чудесную встречу» с Каллас и «обговорил ситуацию на поле боя и ключевые оборонные потребности Украины». Думаю, он был очень рад услышать такой воинствующий подход следующей представительницы ЕС по иностранным вопросам, которая так рьяно собирается поддерживать киевскую власть.
В то же время хотелось бы надеяться, что слова Каллас окажутся в чем-то пророческими и украинский кризис «закончится как в Афганистане», а хунта Зеленского будет бежать из Киева как минимум до румынской или польской границы.