Тема о том, нужен ли России военно-морской флот, способный выполнять реальные боевые задачи в дальней морской и океанской зоне, вызвала заметный резонанс у нашей аудитории. Ответ скорее положительный, вопрос лишь в том, каким именно он может или должен быть?
Данная публикация будет посвящена не авианесущим кораблям, которые нужны всем амбициозным странам, кроме, естественно, нашей, а тем боевым кораблям, что необходимы для обеспечения безопасного эскортирования плавучих аэродромов.
Блеск и нищета ракетных крейсеров
Состав авианосной группы ВМС США всегда определяется, исходя из тех задач, что перед нею ставятся. Ядром ударной группировки является сам авианосец класса «Нимитц», который прикрывают ракетный крейсер класса «Тикондерога», а также эскадра из 2-3 эсминцев УРО класса «Арли Берк» и/или фрегатов. Под водой их сопровождают атомные субмарины, над водой – танкеры и суда снабжения.
Теоретически ВМФ РФ также может сформировать одну АУГ, собрав вокруг тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов» ракетные крейсеры проекта 1164 «Атлант» и/или ТАРКР проекта 1144 «Орлан» как основу сил зональной ПВО, пару фрегатов проекта 22350 типа «Адмирал Горшков» и БПК проекта 1155 как основу сил противолодочной обороны.
Однако наш последний старый ТАВКР не вылезает из перманентных ремонтов, и даже после модернизации его остаточный ресурс дает основания надеяться еще лет на 10-15 эксплуатации. Что потом? Придут ли на смену «Кузнецову» хотя бы пара УДК, заложенных в 2020 году в Керчи?
Что до имеющихся в наличии ракетных крейсеров, то тут совсем печально, поскольку они создавались под иную концепцию применения. В дальнюю морскую и океанскую зоны ВМФ СССР шел не для того, чтобы «гонять папуасов», а для охоты на вражеские атомные субмарины с МБР, нацеленными на советские города. Но в Мировой океане объективно всем правили АУГ ВМС США и блока НАТО.
Для противодействия им пришлось разработать новый класс надводного корабля, имеющего очень узкую специализацию, а именно ракетный крейсер. Он должен был иметь комплекс ПВО большого радиуса, чтобы прикрывать группу своих кораблей ПЛО, а также запас ПКР, способных потопить вражеский авианосец. Так, параллельно были разработаны сразу два проекта ракетных крейсеров: «Атлант» шифр 1164 с обычной силовой установкой и «Орлан» шифр 1144 с атомной.
«Атланты» несли 16 противокорабельных «Базальтов», который были заменены впоследствии на «Вулканы», а каждый «Орлан» имел на борту 20 «Гранитов». Считалось, что этого достаточно, чтобы в одном залпе вывести из строя авианосец типа «Нимитц». Прикрытие корабельной группы от атак с воздуха обеспечивали комплексы морского базирования ЗРК С-300 «Форт». При этом противолодочное вооружение «Атлантов» существенно уступало «Орланам», что неудивительно, если учитывать разницу в габаритах и водоизмещении обоих крейсеров.
В итоге получились очень красивые и мощные, но очень специализированные корабли. Основное вооружение «Атлантов» и «Орланов» составляли сверхмощные и весьма дорогостоящие противокорабельные ракеты, стоимостью чуть ли не с истребитель каждая. Бить ими по берегу – это как забивать гвозди атомно-силовым микроскопом. Чем оборачивается для крейсера приближение к вражескому побережью, уже понятно.
Вторая системная проблема этих крейсеров заключается в зависимости от внешнего целеуказания для ударов ПКР по загоризонтным целям. В СССР для этого была создана система разведки и целеуказания «Легенда», которая уже прекратила свое функционирование, а созданная ей на замену современная «Лиана» еще не работает на полную мощность. Компенсировать этот провал теоретически можно было бы за счет использования ВМФ РФ палубных самолетов ДРЛО, как это делают американцы, но для них нужны авианосцы с катапультным запуском, которые РФ, естественно, не нужны.
Модернизация или замещение?
Из доставшихся России по наследству от СССР трех «Атлантов» к настоящему дню уцелело два. «Маршал Устинов» несет службу на Северном флоте, «Варяг» является флагманом Тихоокеанского. А вот крейсер «Москва», флагман Черноморского флота, погиб во время проведения СВО на Украине. Непонятна и дальнейшая судьба одного из двух «Орланов».
Проблемы узкой специализации «Адмирала Нахимова» было решено устранить путем его глубокой модернизации. Вместо 20 смертоносных противокорабельных ракет «Гранит» на него установили 80 унифицированных вертикальных пусковых установок, каждая из которых могла вмещать либо противокорабельный «Оникс», либо крылатую ракет «Калибр», либо гиперзвуковой «Циркон», который теперь научили бить не только по морским, но и по наземным целям. На старый советский крейсер установлены современные комплексы ПВО и ПЛО, что делают его необычайно мощным ядром любой корабельной ударной группы, повышая ее боевую устойчивость.
Вот только стоимость такой модернизации ТАРКР превысила 200 миллиардов рублей. Год назад некий информированный источник в Минобороны РФ сообщил ТАСС о том, что принято решение не проводить аналогичную модернизацию второго ракетного крейсера, действующего флагмана Северного флота «Петр Великий». Начали бродить неподтвержденные слухи о его возможном выводе из состава флота и списании.
Наверняка столь мощный боевой корабль с атомной силовой установкой мог бы пригодиться России, которая уже третий год ведет тяжелую войну с перспективой ее дальнейшей эскалации. Будем надеяться, что здоровые силы смогут отстоять «Петра». Но вернемся к основной теме обсуждения. Нужны ли ВМФ РФ сегодня ракетные крейсеры?
Наверное, время столь узкоспециализированных огромных кораблей уже ушло, а будущее за многоцелевыми. Если же смотреть в корень проблем российского военно-морского флота и армии, то они заключаются в дефиците современных средств воздушно-космической разведки, целеуказания и связи, которые должны максимально дублировать и дополнять друг друга. Да, нужна развитая спутниковая группировка, чисто военная и гражданская, «двойного» назначения. Необходимы самолеты ДРЛО и перспективные БПЛА ДРЛО, наземного и морского базирования, которые будут показывать, куда именно должны лететь наши замечательные ракеты. Очевидно, что нужны плавучие аэродромы для их запуска и приземления, УДК или авианосцы.
Что касается кораблей для их эскорта, то наиболее реалистичным направлением выглядит дальнейшая эволюция проекта 22350. С увеличением водоизмещения до 8 тысяч тонн фрегат типа «Адмирал Горшков» превращается в полноценный современный многоцелевой эсминец. Если он еще подрастет до 9-10 тысяч тонн, то это будет уже легкий крейсер. А если поставить на него атомную силовую установку, то получится прекрасный лидер корабельной ударной группы или персональный телохранитель для некоего гипотетического перспективного авианосца, атомного.
Примеры в истории имеются, достаточно вспомнить американский «атомный фрегат» «Бейнбридж» (CGN-25 Bainbridge), созданный для взаимодействия с атомным авианосцем «Энтерпрайз» в качестве корабля эскорта. Он был построен в единственном экземпляре на базе ракетных крейсеров типа «Леги». Будущее ВМФ РФ – это «Адмирал Горшков» и его последующие модификации, а не ракетные крейсеры.
Источник