Правительство Великобритании подчеркивает важность авианосцев для обороноспособности страны, однако последствия предстоящих сокращений бюджета министерства в рамках мер по экономии средств Министерства финансов могут повлиять на будущее HMS Queen Elizabeth и HMS Prince of Wales.
Несмотря на то, что экономика Великобритании растет более быстрыми темпами (если растет, утверждение достаточно спорное), чем в любой из стран — партнеров G7, настойчивое заявление нового лейбористского правительства о наличии «черной дыры» в государственных финансах в размере 22 млрд фунтов стерлингов (28,5 млрд долларов США) и сохраняющийся негатив относительно экономических перспектив страны могут привести к значительному сокращению оборонного бюджета.
Если это произойдет, все военные службы постараются сократить расходы там, где это возможно, а Министерство обороны, возможно, сократит или отложит проекты по закупкам. Королевский флот не станет исключением, и относительное бездействие двух авианосцев в составе ВМС, а также наличие у каждого из них механических проблем, требующих ремонта, могут привести к тому, что каждый корабль по очереди будет переведен в режим «повышенной готовности», фактически законсервирован, под другим названием.
На вопрос оппозиционных консерваторов о том, какова оценка потенциального влияния Стратегического обзора обороны на возможности авианосцев Королевского флота, министр вооруженных сил Люк Поллард 24 октября 2024 года заявил, что «возможности авианосцев важны для обороны». Однако он продолжил свое заявление, говоря о «важности морской мощи в более широком смысле», которая, по его словам, была подчеркнута реакцией Королевского флота на нападение хуситов на торговое судоходство в Красном море до 2024 года.
Следует подчеркнуть, что ответ Королевского флота был сосредоточен на использовании его эсминцев ПВО Type 45, которые действовали хорошо, заявив о десятках уничтоженных беспилотников хуситов и противокорабельных ракет, выпущенных по гражданским судам. Отсутствие авианосца класса Queen Elizabeth было примечательным, учитывая их относительную близость к региону и теоретическую возможность принять на борт группу ПВО.
Поскольку HMS Prince of Wales поручено выполнить роль головного корабля в развертывании авианосной ударной группы (CSG) 2025 года (Великий восточный поход остается под вопросом, для него пока не нашли достаточного количества кораблей и вспомогательных единиц), в ходе которого CSG направится в Индо-Тихоокеанский регион, взяв с собой большую часть имеющихся в наличии британских истребителей F-35B, HMS Queen Elizabeth становится потенциально уязвимым (авианосец без авиагруппы — это просто большая мишень).
Концепция «двухкорабельного» класса кораблей Королевского флота, поочередно отправляемых на консервацию, не чужда службе, причем десантные корабли класса «Альбион» (состоящие из HMS Albion и HMS Bulwark) подвергаются этому процессу с 2010 года. Каждый из класса Albion проводит около 6-7 лет в консервации, постепенно доводится до готовности, когда приходит время выйти в открытое море. Этот шаг снижает эксплуатационные расходы для Королевского флота и освобождает большую часть из 325 человек экипажа для использования на других кораблях.
В январе 2024 года было выявлено, что прием рекрутов для замены моряков, покидающих Королевский флот, сократился на 22,1% за год, по отношению к 22 марта 2023 года, что свидетельствует о более широких проблемах с набором и нагрузками на имеющийся персонал. Имея около 700 человек личного состава, авианосцы класса Queen Elizabeth поглощают существенную часть имеющегося персонала. По состоянию на январь 2024 года численность личного состава Королевского флота и Королевской морской пехоты составляла 31 910 человек, что меньше, чем 33 010 человек, зарегистрированных в январе 2023 года.
Первая британская группа CSG была развернута в 2021 году, что означает четырехлетний разрыв между этой операцией и вторым развертыванием в 2025 году. Вероятно, HMS Queen Elizabeth или HMS Prince of Wales могли бы провести аналогичное время в состоянии повышенной готовности, при этом оперативные периоды дадут время для подготовки к четырехгодичным группам CSG, а оставшееся время провести в европейских водах, выполняя учебные миссии Великобритании и НАТО.
Если Великобритании потребуются варианты нанесения авиаударов, она может задействовать свои суверенные военные базы на Кипре или союзные объекты в Омане и Объединенных Арабских Эмиратах для проведения операций в регионе Ближнего Востока и Северной Африки.
Отсутствие британского авианосца, заменяющего в начале 2024 года отплытие авианосца USS Gerald R. Ford и его ударной группы из Средиземноморского региона, развернутых после начала боевых действий между Израилем и ХАМАС в октябре 2023 года, свидетельствует о выборе правительством Великобритании более предпочтительных решений. И это несмотря на то, что официальной основной причиной создания авианосцев в британском флоте была их способность «вклиниваться» в операции ВМС США при необходимости.
Оба авианосца класса «Королева Елизавета» столкнулись с трудностями с момента ввода в эксплуатацию, из-за которых потребовался ремонт, и они были выведены из эксплуатации на несколько месяцев, а то и лет.
В октябре 2020 года на корабле HMS Prince of Wales произошло сильное затопление в машинном отделении из-за прорыва пожарной магистрали, что привело к значительному повреждению распределительных щитов.
В августе 2022 года корабль HMS Prince of Wales отправился в трансатлантический переход для участия в учениях у восточного побережья США, когда была обнаружена проблема с правым валом, что заставило его немедленно вернуться на военно-морскую базу Портсмута. После нескольких недель стоянки у причала Принцессы Ройял, где был демонтирован 33-тонный правый гребной винт корабля, HMS Prince of Wales был отправлен на пониженной скорости на верфь Бабкока в заливе Ферт-оф-Форт для ремонта в сухом доке.
К маю 2023 года было подсчитано, что за 1251 день, в течение которых HMS Prince of Wales был введен в эксплуатацию, корабль провел в море всего 267 дней, из которых 411 дней провел у причала или в доке на ремонте. Дни, проведенные HMS Prince of Wales в море, в процентном отношении к дням ввода в эксплуатацию составляют всего 21,3%. В феврале 2024 года HMS Queen Elizabeth не смог приступить к учениям НАТО Steadfast Defender после обнаружения «проблемы» с соединением правого гребного вала. По словам официальных лиц, эта проблема не связана с проблемами корабля HMS Prince of Wales.
В целом, можно констатировать, что под списание одного из авианосцев подводят «научную базу».
О том, что два авианосца Англии не нужны, говорилось еще на этапе строительства. Хотели вообще отменить строительство HMS Prince of Wales или по ходу строительства переоборудовать его в вертолетоносец взамен «Оушена», который шел на списание. Что будет дальше — поглядим, до 2025 года уже недолго осталось.
От скоропостижного списания HMS Queen Elizabeth может спасти предполагаемый капитальный ремонт с обширной модернизацией. Но там сумма «вырисовывается» ну очень большая. Едва ли станут вкладывать такие деньги в модернизацию корабля, который вскоре уйдет на консервацию (списание).
Источник