Сколько лет этим костям? На этот обычный археологический вопрос во многих случаях можно довольно точно ответить с помощью изотопа углерода С14. Но есть исключения. Особенности образа жизни доисторических охотников-собирателей-рыболовов, могут искажать датировку, поскольку углерод в пресноводных экосистемах обычно содержит меньше С14, чем из наземных растений и животных.
Международная группа во главе с исследователями из Центра археологии Лейбница (LEIZA) впервые смогла точно датировать могилы из Сахтыша (Россия), показав новые закономерности в культурном развитии эпохи. Научная статья вышла в Science Advances.
Сахтыш — одно из крупнейших доисторических захоронений на северо-востоке Европы, примерно в 200 километрах к северо-востоку от Москвы. С 1962 по 1992 год там было раскопано около 180 погребений. Остатки керамики показывают, что они датируются примерно 6000–3000 годами до нашей эры. Однако точная датировка отдельных захоронений, а значит, и их хронологический порядок до сих пор оставались неопределенными. Одна из причин: погребенные при жизни ели много рыбы.
Ученые сравнили изотопы останков людей, раскопанных в Сахтыше: из зубов и костей одних и тех же людей. Зубы и кости — единственные минерализованные части человеческого тела, которые не меняются после формирования и полностью формируются в разном возрасте.
«Диета менялась в детстве и подростковом возрасте, то есть в детстве человек ел гораздо меньше рыбы, различия в значениях изотопов между зубами и костью позволяют корректировать датировку», — говорит первый автор исследования Джон Медоуз.
Математическая модель этих различий показала сдвиг на 900 лет позже. Это приводит к совершенно новой хронологии захоронений, что позволяет по-новому интерпретировать культурный фон. Например, самая молодая могила датируется началом III тысячелетия до нашей эры, самые старые — началом V тысячелетия до нашей эры. Основная часть могил относятся к так называемым льяловской и волосовской археологическим культурам. Самая поздняя — к ранней фатьяновской.
«Таким образом могилы демонстрируют сдвиги в торговых связях, которые имели тенденцию перемещаться с востока в сторону Балтийского региона между 3500 и 3000 годами до нашей эры. Региональным выражением вторжения «степной» культуры ямной/шнуровой керамики. Другой результат исследований заключается в том, что между отдельными захоронениями часто проходит более одного поколения, то есть место использовалось эпизодически, но в течение длительного времени», — объясняет один из авторов Анастасия Храмцова.