На недавнем фестивале «Горький fest» показали фильмы «Лгунья» и «Невада», снимавшиеся в местных локациях. По этому поводу устроили актуальную дискуссию на тему «Кино в Нижнем Новгороде». О том, как работает киноиндустрия в регионах и как не зависеть всецело от столиц, в последнее время только и говорят с различных трибун.
Начало разговора не внушало оптимизма. Продюсер российско-аргентинской картины «Невада» Дарья Шлифштейн поделилась не самым духоподъемным опытом съемок в Нижегородской области. Вместе с интернациональной командой во главе с режиссерами и супругами Матиасом Мусой и Анной Тюриной они отправились в село Бармино. «Для меня это были самые сложные съемки в смысле отсутствия коллаборации, — призналась Дарья. — Фильм делался долго. Мы его начали до пандемии в 2016 году. Перед моим носом закрывались двери, начиная от сетевого магазина и заканчивая заброшенной церковью, на которой в честь наших съемок специально повесили замок. Спасала только энергия съемочной группы, аргентинцев, которые, не зная русского языка, умудрялись своим талантом преодолевать все преграды. Я заполнила какие-то бумаги о неразглашении, ездила в монастырь на острове к епископу, просила ради одной минуты съемок снять замок в церкви в селе Бармино. Многое по непонятным мне причинам вдруг становилось сложным».
Недавний опыт «Лгуньи» Юлии Трофимовой оказался более обнадеживающим. Фильм снят по мотивам бестселлера израильской писательницы Айелет Гундар-Гошен, в свою очередь, основанного на реальной истории 17-летней школьницы. Режиссер Юлия Трофимова решила рассказать о серьезной теме в ироничном ключе, отталкиваясь от интонации книги.
Жила-была самая обычная семнадцатилетняя девочка Ева Полынина. Мы застаем ее в последнее лето детства. Через год она окончит школу, и начнется взрослая жизнь. «А я такая обычная, и со мной ничего не происходит», — рассуждает Ева. У нее любящие родители, сестра Майя — красавица, не такая, как Ева.
На летние каникулы главная героиня устраивается на работу в маленькое кафе, которое однажды посетит некогда известный певец Александр Воронов. Будучи не в духе, он грубо скажет Еве: «Ты никто! Уродина». Оскорбленная девушка выбежит во двор. Воронов — за ней. В итоге его обвинят в попытке изнасилования несовершеннолетней.
Скромная девочка Ева поведет себя неожиданно. Она солжет и станет героиней дня как жертва насилия. У нее берут интервью, приглашают на телевидение. «Это та самая девушка», — перешептываются посетители в кафе. Ради нее они идут за пирожными. Ложь сделает Еву знаменитой, поскольку она не стала молчать, а во весь голос заявила о том, о чем многие побоялись бы открыто сказать в ее ситуации. Дело заходит слишком далеко, и Ева не знает, как выбраться из сложившейся ситуации. Если она расскажет правду, то из героини превратится в человека, которому не подадут руки. У Евы даже появился спаситель Лев — парень, который оказался свидетелем мнимого «контакта» и чуть ли не спас жертву от насильника. И это еще одна маленькая ложь. Роль спасителя парню нравится, и Еве тоже до поры до времени.
Юная героиня, возможно, и не стала бы придумывать эту историю, если бы ее к ней не подвели взрослые. Одна только героиня Марьяны Спивак чего стоит. Это почти карикатурный образ следователя, которая как заведенная твердит что-то из серии «Мерзкая мужская сволочь».
Но поскольку девочка все-таки хорошая, ей станет стыдно за то, что происходит. В своем дневнике она напишет: «Я говорила неправду, а ему расплачиваться». Сообщение о том, что Александр Воронов госпитализирован после неудачной попытки самоубийства, вызывает у зрителей смех. Странно? Фильм снят не как психологическая драма о травме и расплате, а как необременительная комедия, доброе кино о мнимом насилии и клевете.
Главную роль сыграла 18-летняя Елизавета Ищенко — юная актриса с серьезной фильмографией, снявшаяся в сериалах «Алиса не может ждать» и «Пищеблок».
Фильм снимался на одной из самых туристических улиц — Рождественской, в других колоритных и неочевидных уголках Нижнего. Но в целом город не очень узнаваем, хотя выглядит очень живописно на экране.
«Когда я пишу сценарий, то обычно не придумываю конкретный город, просто намечаю ландшафтные точки, — говорит режиссер Юлия Трофимова. — Например, что должна быть река, старинный центр, парк. Это потом дает свободу в выборе места. Удивительно, что зрители смотрели наш фильм и удивлялись: «Неужели у нас так красиво?». Для меня это был величайший комплимент, то, ради чего я снимаю кино. Когда мы искали место под «Лгунью», то думали, что выберем небольшой город поближе к Москве, но столкнулись с фактурой, которая оказалась однообразной, и пассивностью самого города.
В Нижний приехали от безысходности. Сроки поджимали, и мы приняли решение снимать в один день. За месяц нам показали все локации. Люди, с которыми мы встречались, хотели с нами работать, но с кадрами на местах — замкнутый круг. Они не возникают, потому что снимается не так много фильмов. Привозить из Москвы или Питера суперкоманды из 60–70 человек затратно. В Нижнем развитая культурная среда, люди с интеллектом, активностью и желанием, а это самое главное, за что мы хватаемся. И визуально город богатейший — прекрасная природа, Волга, стрит-арт, который безумно меня вдохновил. Я специально брала экскурсию с нижегородской девочкой, которая водила меня по всем стрит-арт-объектам. После этого они вошли в фильм. Я часто перед тем, как снимать, беру подобные экскурсии. Хочется показывать не открыточную фактуру, а город глазами местных жителей».
Юлия Трофимова уже работала с продюсером Екатериной Михайловой на картине «Просто Саша», где главные роли сыграли нынешние молодые звезды — Марк Эйдельштейн и Мария Мацель. Екатерина любит снимать кино в разных регионах. «Панические атаки» Ивана Твердовского снимались под ее руководством в Мурманской области на границе с Норвегией. Пейзажи так впечатляют, что непременно хочется туда отправиться, что и было сделано.