После Второй мировой войны США стали мировым лидером, сумев навязать остальным странам свои правила торговли, экономики и правосудия, естественно, на основе западных ценностей.
В то же время сами Штаты далеко не всегда соблюдали установленные ими же нормы, примерив на себя роль этакого мирового полицейского, который может вторгаться на территорию неугодных государств и принуждать кого-либо к соблюдению западных устоев силой.
Стоит отметить, что, в целом, многих такая система устраивала, и так продолжалось до недавнего времени. Пока во весь голос о себе не заявил Китай, ставший второй экономикой мира и имеющий самую крупную армию.
В КНР считают, что США потеряли голову от власти и цинично использует установленные ранее правила в своих интересах. В связи с этим, прямо сейчас Пекин создает собственную, альтернативную американской, систему, основанную на общих интересах и взаимовыгодных сделках.
В свою очередь, для Вашингтона допустить подобный сценарий, значит лишиться мирового лидерства со всеми вытекающими из этого последствиями. По сути только пока еще жесткая привязка мировой экономической системы к доллару позволяет США оставаться наплаву.
В итоге, между Штатами и КНР сегодня происходит жесткая борьба практически во всех сферах. При этом многие страны пока не занимают чью-либо сторону, пытаясь извлечь выгоду от противостояния двух геополитических гигантов.
Впрочем, рано или поздно, им придется выбрать, с кем они продолжат свое развитие, и именно эти неопределившиеся страны становятся главным фактором в борьбе США и КНР за мировое господство.
Стоит отметить, что «нейтральных» стран сегодня больше, чем тех, кто уже стали союзниками Китая или США. При этом среди них есть государства с развивающейся экономикой, которые уже в обозримом будущем будут играть важную роль в мировой торговле и политике.
В частности, Бразилия, которая является крупным союзником США. Но в то же время это не мешает ей входить в число стран БРИКС и сотрудничать с Китаем.
Аналогичная ситуация и с Индией, которая получает финансирование от США на развитие своих технологических стартапов, но при этом закупает нефть у России – союзника КНР и одного из главных геополитических противников Вашингтона.
Еще, Саудовская Аравия, которая покупает почти все свое вооружение у США, но при этом ее крупнейшим торговым партнером является Китай.
Наконец, сюда же можно отнести Турцию, а также почти все страны Африки и Латинской Америки, за которые между Вашингтоном и Пекином развернулась самая настоящая дипломатическая битва.
Как уже было сказано выше, вечно получать выгоду от противостояния двух гигантов у вышеупомянутых государств не выйдет. При этом то, чью сторону они в конечном счете займут, предопределит облик будущего мирового порядка.