Новый и серьезный побочный эффект ученые обнаружили у одного из самых революционных препаратов для лечения ожирения. Речь об Оземпике (семаглутид), и можно предположить, что подобная побочка будет и у других лекарств из группы глутидов.
Эти лекарства создавали для больных сахарным диабетом 2 типа. Но казалось, что они так здорово снижают вес, что на них подсела вся вечно худеющая и богатенькая англо-саксонская попса и элита. Это привело просто к взрыву их популярности в мире. Лекарств даже не стало хватать пациентам с диабетом.
Болезнь с невыносимым названием
Из-за этого поставки семаглутида в Россию прекратились. Но недавно у нас запущен выпуск подобных препаратов. В первую очередь ими лечат сахарный диабет 2 типа с выраженным ожирением. И они действительно очень неплохи для этого. Но вот ученые впервые обнаружили у них неприятный побочный эффект, о котором раньше даже не догадывались.
Сделали это офтальмологи из Массачусетской клиники по лечению болезней глаз и уха. Впервые они заподозрили семаглутид в поражении зрительного нерва летом прошлого года, когда заметили тревожную тенденцию: все три пациента, поступившие с внезапной потерей зрения на одной неделе, лечились семаглутидом. И у всех был диагностировано заболевание с «невыносимым» названием — неартериитная передняя ишемическая оптическая нейропатия. Врачи сокращают эту «пятиэтажную» конструкцию до 4-х букв — нПИН. Но для нас важно понимать, что она представляет собой инфаркт диска зрительного нерва. Это то место, где на сетчатку выходит глазной нерв (его еще называют слепым пятном).
Редкая, но коварная
Болезнь коварная, развивается и прогрессирует в течении нескольких дней скрытно — без всяких симптомов, а потом внезапно возникает полная или частичная потеря зрения одним глазом. Вылечить её практически нельзя, можно лишь остановить прогресс.
«Однако, важно понимать, что это заболевание встречается относительно редко», — успокаивает Джозеф Риццо, директор нейроофтальмологической службы Массачусетской клиники и один из авторов статьи, опубликованной в JAMA Ophthalmology. Она бывает примерно у 10 человек из 100 тысяч. Но при этом, нПИН является второй по частоте причиной слепоты из-за поражения зрительного нерва, уступая первенство только глаукоме. К тому же, у больных сахарным диабетом болезнь бывает гораздо чаще.
Ученые проанализировали истории болезни почти 17 000 пациентов, прошедших лечение в Массачусетской клинике за шесть лет с момента появления Оземпика. У 710 пациентов был диабет 2 типа. Из них 194 пациентов, лечившихся семаглутидом, у 17 развилась нПИН. А среди остальных диабетиков, которых было 516, ее диагностировали в 6 случаях. По расчётам ученых, революционное лекарство повышало риск инфаркта диска зрительного нерва в 4,28 раз.
У больных без диабета, но с ожирением ситуация была еще хуже. Риск нПИН у них на фоне лечения семаглутидом был выше в 7,68 раз.
Необходимы новые исследования ученых и обследования больных
«Наши результаты следует рассматривать как значимые, но предварительные, — резюмирует доктор Риццо, — поскольку необходимы дополнительные исследования для изучения этих вопросов на гораздо более многочисленной и разнообразной популяции».
Поскольку данных о таком побочном эффекте раньше не было, о нем нет ни слова в инструкции к препарату. Поэтому, считает доктор Риццо, врачам, собирающимся прописать семаглутид, нужно предупреждать пациентов об этом. Им необходимо обязательно интересоваться, нет ли у них уже проблем со зрительным нервом (например, из-за глаукомы), или существенной потери зрения по любой другой причине. Ведь у них выше риск полной потери зрения на оба глаза.