Британский нейробилог изучил влияние социальных связей на маршруты почтовых голубей. Сравнив схемы полета реальных птиц с компьютерной моделью, он обнаружил, что траектории их передвижения улучшаются по мере того, как новички изучают путь с помощью голубей постарше и вносят свои изменения в полет. Это приводит к созданию оптимальных маршрутов на протяжении поколений. Исследование опубликовано в журнале PLOS Biology.
Почтовые голуби известны своей способностью преодолевать большие расстояния. Они ориентируются по солнцу и магнитному полю Земли, но вовсе не эти способности помогают им находить лучшие маршруты. Ряд предыдущих исследований показал: если опытных птиц ставили в пару с новичками, они летели к месту назначения более прямым путем. Но эти исследования не выявили, как именно пары птиц прокладывают такой маршрут.
Когнитивный нейробиолог Эдвин Далмайджер из Университета Бристоля сравнил данные о полете голубей с компьютерной моделью, которая определила приоритетность четырех основных факторов — направление к цели, близость к другому голубю, запомнившийся маршрут и общая согласованность в паре. Смоделированные птицы совершили более 60 перелетов. После каждых 12 полетов одну из них заменяли новой, имитирующей молодую птицу. Это позволило им прокладывать более эффективные траектории, а улучшения аналогичны тем, которые наблюдаются у реальных пар голубей.
Модель продемонстрировала обучение в обоих направлениях. Младшие учатся у старших новым путям, но взаимодействие полезно и для старших: новички не следуют привычной схеме, а более ориентированы на конечный пункт. Социальная близость между птицами снимает противоречия и помогает найти оптимальное решение.
«Я вырос в Нидерландах, где голуби постоянно разгуливают по велодорожкам, поэтому я не самого высокого мнения об их интеллекте. Но в ходе исследования я проникся огромным уважением к впечатляющим достижениям в области голубиной навигации и даже немного к этим скромным птицам (пока они держатся подальше от моего велосипеда)», — подытожил Эдвин Далмайджер.