Батько наш Бандера.
Украина — мать.
Наплодили нациков —
Некуда девать.
65 лет назад 15 октября 1959 года в славном городе Мюнхене отправился в окончательный подземный «пидарешт» некто Штефан Попель. Так, во всяком случае, было написано у него в паспорте, когда он скрывался в Германии. Впрочем, среди подельников он имел кличку Баба, что, видимо, намекало на определённые качества, особенности характера и наклонности данного персонажа. Однако от рождения наша Баба носила имя Стефан, а фамилию имела Бандера. Вот о нём сейчас и пойдёт речь, но только не пугайтесь. Здесь не будет автобиографии и разоблачения несуществующих подвигов Стёпки. Это всё дела давно минувших дней, и настоящее для нас куда интересней.
В нашем интересном настоящем пана Бандеру вручили, пусть уже и не целому, государству в качестве национального супергероя. Ну, какая страна — такие и герои. В стране, что характерно, согласились. Благо фирменное национальное хатаскрайничество позволяет втюхать и не такие гостинцы.
Сказать честно, на Донбассе до начала нулевых годов о бандеровцах и Бандере знали не особо много. В основном просто знали, что это предатели, пошедшие на службу к Гитлеру, и на этом всё. При этом говорили не «бандеровцы», а «бэндеровцы» или даже «бендеровцы», невольно и ошибочно отсылая к ни в чём не повинному городу Бендеры, что в Приднестровье. Никаких бандеровцев на Донбассе тогда не было. Ни на государственных должностях, ни в виде памятников. Безусловно, какие-то адепты наверняка имелись, но они себя не показывали и на светлых праздниках типа Дня Победы или Первомая в шуме народных гуляний ни с кем не скандалили.
Ничего не было известно о Бандере и бандеровцах ни в школах, ни в вузах, ни в кино, ни в театрах. О нём не пели песен, не снимали кино. Более того, даже памятников голодомору — обязательному атрибуту в нынешних украинских городах — не было ни одного. Во всяком случае, на левобережной части. На некоторые мероприятия, правда, к нам в Донецк приезжали западэнцы, по которым было видно, что симпатии у окружения они вызывать не планировали. Публика та была напыщенной, в забавных пыльных костюмах и практически всегда преклонного возраста. Они как-то со злостью рассказывали о патриотизме и о необходимости борьбы с врагами. Последнее было не особенно понятно. С какими врагами? С американцами, что ли? Но поскольку подобные мероприятия часто проводились под эгидой поддержки какого-то местного политика (как правило, с концертами и банкетом), то для нас всё сводилось к тому, что враги, с которыми нужно бороться, сидят в правительстве. А с этим нельзя было не согласиться. Поэтому давайте все правильно проголосуем, и всё в таком духе.
Затем ваш покорный слуга однажды увидел-таки настоящих бандеровцев. Дело было в Киеве в начале века. Это была группа древних дедов с длинными усами и в форме УПА, которые мрачно молчали, но живо открывали рты с криками «ганьба», когда кто-то вдруг начал выступать на русском языке. Это было удивительно, ибо многие из нас искренне думали, что украинская мова — это забавный диалект для поклонников этнических древностей, а терпимость носителей пророссийской и проукраинской культуры должна быть обоюдной. Однако, как выяснилось, у тех ребят были совсем иные взгляды. Именно поэтому, например, деятели культуры из Донбасса, начиная от театральных трупп и заканчивая музыкальными коллективами, на правобережную Украину практически не ездили, тогда как экспорт галичанской культуры на восток осуществлялся на постоянной основе.
И в 2004 году прорвало! Многие, кто прожил, так сказать в танке, всю жизнь, полагая, что Украина — это как Россия, но просто поменьше, потеплее и поютнее, прозрели, потому что вдруг оказалось, что у нас есть идол — пан Бандера. Есть культ голодомора, есть москали, которых каждый порядочный человек должен ненавидеть, и есть какие-то нехорошие жители Донбасса, которые продвигают Януковича, известного вора и негодяя. То ли дело Ющенко — хороший парень, и жена его разговаривает с американским акцентом, что весьма похвально. Про то, что русских нужно убивать и что Путин — самый плохой человек на планете, тогда как-то не говорили ещё. Вместо этого в основном напирали на превосходство оранжевого цвета над всеми остальными цветами солнечного спектра, за что доведённые до психоза дончане как-то даже немного побили местных работников коммунальной службы, которые ходили в рабочих жилетах цвета недозревших мандаринов.
Это была точка невозврата. Время, после которого Бандерой начали засорять мозги населению уже без стеснения и жеманства. А ведь нужно понимать, что дело им, бандеровским засорителям, предстояло непростое. На Донбассе, например, в былые времена слово «бандера» или «бандеровец» было страшным оскорблением. А тут вдруг нам начинают рассказывать с экранов телевизоров о том, что он на самом-то деле герой, Украину обожал, украинцам всегда желал только добра, боролся за независимость, проливал кровь в боях и, конечно же, любил детей, был очень культурным и начитанным. Словом, разве что не жил на радуге, а так был полный комплект эпитетов, которыми советским школьникам описывали того же Ленина.
Со временем я стал замечать, что в кругу моего общения от некоторых знакомых начали проскальзывать фразы о том, что «Бандера нам плохого ничего не сделал», что «Гитлер просто хотел освободить Украину от коммунистов», что «бандеровцы — не коллаборанты, а что-то вроде партизан-патриотов». Короче, многолетняя информационная накачка начинала давать свои гнилые плоды. Круг общения пришлось сокращать.
Однако те замшелые времена существенно отличались от последующих, которые начались уже после второго майдана. Во-первых, бандеровский информационный купол раньше постоянно пропускал досадные удары. То Жириновского пригласят на политическое телешоу, то дадут высказаться кому-то из местных политиков, не имеющих прозападной ориентации. По нынешним временам непозволительная роскошь. Во-вторых, вся эта бандеровщина тогда казалась смешной и несерьёзной. Эдакая секта верующих в макаронного монстра. Безвредные чудаки типа нынешних квадроберов, переодевающихся в животных и передвигающихся на четырёх конечностях. Только те переодевались в вышиванки и пели какие-то непонятные заунывные песни.
Но потом в 2014-м жахнул новый майдан, и смешно быть перестало. Желающая вечно пребывать в спокойствии и добром здравии публика всё-таки увидела тех самых бандеровцев, устроивших кровавый шабаш в центре Киева на фоне невнятной и трусливой позиции того самого Януковича, так сильно нелюбимого Западом. Доводилось слышать от бывалых людей, что они видели всякое и думали, что их уже ничем нельзя удивить, но майдан тогда стал настоящим откровением для многих. Откровением с самой нехорошей стороны.
И теперь вот, спустя три десятка лет украинской независимости, ситуация дошла до того, что за критику Бандеры и самой бандеровщины уже давно сажают в места не столь отдалённые. Причём проходят такие осуждённые по 111 статье УК Украины, где говорится о государственной измене и её вариантах. Иными словами, бандеровщина стала основой украинской государственности, хотя начиналось, как и положено в соответствии с теорией окон Овертона, довольно невинно.
Многие до последнего отказывались верить в то, что вирус бандеровщины действительно способен поразить мозги украинского обывателя. Ну, право же, персонаж этот мелкий, неинтересный и вообще ничем не симпатичный. Прислуживал вермахту, не снискал на поле боя ни одной победы, а где его побратимы отметились на полную катушку, так это в ходе события, вошедшего в историю как Волынская резня. Кроме того, водрузить имя этого деятеля на знамя автоматически означало испорченные отношения и с поляками, и с русскими. А зачем это делать? Но, как выяснилось, подобные мелочи никого не интересовали.
Как объяснял мне один майданный скакун, он на самом деле Бандеру не любит, да и Гитлера не любит тоже, но он просто хочет, чтобы у его детей было будущее. И, по его словам, все его майданные знакомые придерживаются аналогичной точки зрения. Пусть хоть чёрт лысый будет, главное, чтобы жизнь наладилась. На этой волне немедленно вспоминается один небезызвестный политический деятель, который однажды сказал, что не нужно путать демократию с благосостоянием. Немного перефразируя это выражение, можно утвердительно заявить, что на Украине перепутали бандеровщину с хорошей жизнью. По какой-то загадочной причине там начали думать, что оба этих понятия — синонимы и что каким-то образом раздувание пещерного украинского национализма улучшит жизнь всех громадян. Я бы ещё понял, если бы на Украине начали поклоняться, например, известным скандинавским предводителям, могущественным конунгам, снискавшим славу и богатство в набегах, или каким-нибудь успешным казакам, разбогатевших на грабежах. Но ничего такого не произошло и произойти не могло, ибо на Украине всегда делали ставку на неудачников.
А меж тем можете быть уверены, если вдруг окажется, что Бандера жив-здоров и вот он уже прибыл в Киев, где собирается стать президентом страны, его, конечно, покачают на руках и дадут выступить, но уже через три месяца будут люто ненавидеть. Ровно так же, как ненавидели всегда всех своих руководителей. Не было ни одного президента на Украине, которому подавляющая часть населения не желала бы тяжкой смерти в муках и агонии. Степана Андреевича постигла бы аналогичная участь. Поэтому весь нюанс в том, что живой Бандера Украине не нужен. А вот мёртвый — очень даже.
Помните ту историю с пленением лейтенанта Пули она же Надя Савченко? Украинская несостоявшаяся лётчица, а на самом деле снайпер, из которой в Киеве раздули величайшего супергероя современности, которого злые москали держат в застенках и морят голодом. Но москали потом показали Пулю публике. Пуля, как выяснилось, так отожралась на казённых харчах, что ейные телеса с трудом влезали в объективы телекамер. Ну, а дальше была настоящая сказка об украинской Золушке: Надю отпустили домой, где её встречали всей страной. Некоторые даже говорили, что это будущий президент, однако затем случилось то, что всегда случалось на Украине со вчерашними кумирами. Её стали попросту ненавидеть, а потом — большой сюрприз — и вовсе отправили за решётку. Потому что евроукры всегда любили образы, которые бесконечно идеализировали. Любить же живых и настоящих людей они никогда не умели и никогда не сумеют.
Чтобы убедиться в том, что Бандеру на Украине идеализировали, вылепив из него рыцаря без страха и упрёка, достаточно просто сравнить памятники данному персонажу, и его реальные изображения. Как говорится, попробуйте найти десять отличий. Однако теперь, спустя 65 лет после отъезда пана Бандеры к праотцам, дело его живёт и здравствует, но в ещё более опасной и радикальной форме, чем в былые времена. Публичное признание в любви к бандеровским идеалам стало обязательной процедурой для всех, кто стремится в украинскую политику. Потому что если Бандера, значит ненависть к русским. А если ненависть к русским, значит готовое пушечное мясо, согласное убивать.
Это, на первый взгляд, очевидное уравнение, как оказалось, было неподвластно пониманию всех тех, кто славаукраинничал с факелами в руках, подражая таким нехитрым способом шествиям германских нацистов. Ведь если вдуматься, это же удивительный парадокс. На Украине отчаянно доказывают всем и каждому, что Бандера был не фашист и вообще с Третьим рейхом не сотрудничал, но в то же время мы видим тех самых бандеровцев, зигующих, обвешанных нацистской символикой и обколотых сопутствующими татуировками. Никого этот парадокс не удивляет? А как насчёт вот этого поклонения итоговым неудачникам — Гитлеру и Бандере, которые хоть и были ребятами совершенно разных калибров, но оба закончили плохо? Показательно, что к обоим этим финалам приложили руку русские. Может быть, украинским патриотам стоило бы как-то пересмотреть объекты своего обожания и взять за ориентир каких-нибудь более удачливых пацанов? Но в том-то и дело, что из удачливых там на всю страну один Арсений Яценюк, однако татуировки с его физиономией у себя на сердце, почему-то на Украине никто не набивает. Такая вот загадочная тайна украинской души.
Может ли случиться так, что Бандеру на Украине когда-нибудь разлюбят, осознав, что бандеровщина на самом деле означает голод, холод и смерть, а не триста сортов колбасы и пенсии по две тысячи евро? Может быть, но сегодня этот момент ещё не пришёл. Евроукры страдают, как собака, бьющая сама себя хвостом и с досады этот хвост кусающая. Слишком комфортно ещё многим адептам бандеровского культа в украинском тылу. Слишком комфортно и тем, кто успел разбежаться по миру. Уровень этого самого комфорта ещё не понизился настолько, чтобы население перестало зиговать и начало задумываться о бренности бытия. Плюс украинский выжигатель мозгов продолжает работать на полную катушку. По какой-то загадочной причине армия РФ не оказывает никакого давления на бандеровские средства массовой информации, в то время как ВСУ постоянно охотятся за российскими журналистами и даже обстреливали телевышки в том же Донецке.
Но нюанс в том, что сам Бандера во времена оные писал, что между хлебом и свободой нужно выбирать свободу, за которую можно и даже нужно умереть. Как и положено идейному евроукру, он постоянно разглагольствовал о том, что путь украинства — это погибель во имя, и с этой точки зрения нынешнее население бандеровской Украины весьма качественно исполняет предначертанное их любимым идеологом. Укрограждане долго добивались и наконец-то добились желаемого. Русские всё-таки снова обратили на них внимание, и теперь от этого внимания не спрятаться, не скрыться.
Банкет будет продолжаться, пока не исчезнет либо бандеровщина, либо бандеровцы, либо сама Украина. Пока что дело идёт к последнему. Бандеровцы разбежались как тараканы и ещё разбегутся, но сама Украина, земля, на которой они паразитировали, исчезнет. И чем активнее Киев будет угрожать Москве ядерной бомбой, тем быстрее это самое исчезновение произойдёт.
Сергей Донецкий,