X-59 Quiet SuperSonic Technology (Quesst) — сверхзвуковой самолет, разработанный НАСА в сотрудничестве с компанией Lockheed Martin. Основная цель проекта — создать самолет, способный преодолеть звуковой барьер, не создавая при этом громоподобного звукового удара. Это детонация, возникающая при прохождении сверхзвукового объекта через воздух. Официальная презентация самолета состоится 12 января.
«Бесшумный» сверхзвуковой самолет
Обычные сверхзвуковые самолеты при преодолении звукового барьера создают явление, известное как «звуковой удар». На земле этот звуковой удар воспринимается как оглушительный шум, что ограничивает зоны, где разрешены такие полеты. Минимизируя звуковой удар, X-59 поможет снизить шумовое загрязнение, связанное со сверхзвуковыми полетами, что может открыть путь к более широкому использованию этой технологии над населенными пунктами.
Конструкция самолета была оптимизирована для этой цели по заказу НАСА.
Компания Lockheed Martin, известная своими достижениями в области аэрокосмической и авиационной промышленности, была выбрана в качестве ведущего партнера по проектированию и созданию самолета. С 2019 года самолет строится на заводе компании Skunk Works в Палмдейле, штат Калифорния. Публичная демонстрация X-59 Quesst, запланированная на 12 января, позволит общественности увидеть самолет после окончательной покраски.
Система внешнего обзора
Физически X-59 имеет уникальный дизайн с заостренным, вытянутым клювообразным носом длиной 11,5 метра. Эта особенность помогает формировать ударные волны, возникающие во время полета. В целом, длина самолета составляет около 30 метров, а размах крыльев — около 9 метров.
Отметим также, что пилоты не смогут видеть через традиционное лобовое стекло. Вместо этого они будут использовать систему внешнего обзора (XVS), сочетающую в себе камеру, направленную вперед, дисплей в кабине и программное обеспечение для обработки изображений, чтобы обеспечить расширенное представление о линии видимости.
X-59 рассчитан на скорость 1,4 Маха (примерно 1 489 км/ч) на высоте 16 764 метра. Он будет оснащен двигателем, разработанным компанией General Electric Aviation.
Поднявшись в воздух, самолет проведет исследовательскую кампанию по сбору данных о том, как люди внизу воспринимают более тихие звуковые удары. Затем эти данные будут использованы для обоснования заявок в регулирующие органы, такие как Федеральное управление гражданской авиации (FAA), на разрешение коммерческих сверхзвуковых полетов.