Московский театр «Эрмитаж» открыл 65-й театральный сезон. Первой премьерой юбилейного года станет комедия о Елене Блаватской под названием «Веселая женщина». Как пройдет «спиритический сеанс» на Новом Арбате и о планах на грядущий театральный сезон, узнал корреспондент «МК».
Тельняшка, легкий летний костюм серого цвета — все в худруке театра Михаиле Левитине говорит о лете и об отдыхе. Но внешний вид, как это часто бывает, оказался обманчив:
– Я вас не поздравляю с отдыхом, потому что я не отдыхал, но рад за вас, – случайно бросает Левитин между делом.
Гости театра даже не сразу поняли, что с выходом худрука на сцену сезон в принципе можно считать открытым. Даже в такой знаменательный день Левитин отказался расслабляться и праздновать: некогда! Времени мало, сразу после сбора труппы – репетиция, а потому Левитин сразу приступает к делу и рассказывает о ближайшем событии в театре – о премьере спектакля «Веселая женщина», который посвящен Елене Блаватской. Делают постановку два Левитина: Левитин-младший написал пьесу и выйдет на сцену в качестве актера (сыграет самого себя), а Левитин-старший ее ставит.
– Блаватскую знают во всем мире, фантасмагорическая фигура, – поясняет режиссер, – но спектакль не о человеке, все же театр – не «Жизнь замечательных людей». Мы ищем своих героев. И тут дело не в самой Блаватской, а в существовании таких людей, как Блаватская…
Рассуждая о том, кем была Блаватская, худрук неоднократно назвал героиню новой постановки авантюристкой. Бесспорно, замахнуться на создание общества «без различия расы, цвета кожи, пола, касты и вероисповедания» – крайне смелая затея для женщины, особенно в XIX столетии. Феминистка? Не совсем. По мнению Михаила Левитина, она – философ, который поставил себе амбициозную и дерзкую задачу: «создать общую для всех религию, которая относится к человеку человечески».
– Она хотела быть богом, но какая женщина не хочет им быть? Смешно, – поясняет Левитин.
Все, что рассказали о грядущей премьере, производит эпическое впечатление. Но авторы сразу предупреждают: это комедия, и даже спиритический сеанс в третьем акте будет комичным. Кстати, сам худрук отметил, что к спиритизму он относится равнодушно.
Свой юбилей театр «Эрмитаж» планирует отпраздновать в самом начале октября. Торжество пройдет довольно скромно, юбилейный вечер соберут «по кусочкам» из различных знаковых постановок:
– Никаких поздравлений, никаких выходов на сцену и никаких объяснений в любви не нужно, будут лишь сцены-выстрелы, – сказал Левитин.
В знаменательный для театра год хоть и будет юбилейный вечер, но пройдет он без пафоса. Но тем не менее в театре ждут гостей, артистов других театров, которые участвовали в спектаклях «Эрмитажа». Среди них Михаил Филиппов («Лир король»), Евгений Редько («Свадьба Крещинского») и Владимир Шульга («Зойкина квартира»).
Далее в программе нового театрального года еще одна довольно любопытная премьера: «Лес» А.Н. Островского, «любимая пьеса», как признается сам Левитин. Это далеко не первое его обращение к Островскому – всего попыток поставить «Лес» было восемь. На этот раз худрук театра тверд в своем намерении, тем более есть знаменательный повод – 100-летие постановки «Леса» В.Э. Мейерхольда, к которому и приурочили премьеру. Островского планируют показать в декабре-январе.
Театр не оставит зрителей и без детской премьеры. Спектакль «Черная курица, или Подземные жители» А. Погорельского поставит ведущий актер труппы Станислав Сухарев, для которого это будет режиссерский дебют.
Озвучили также любопытные планы, среди которых есть постановка спектакля «Космогония» по мотивам произведений Шекспира:
– Спектакль о том, как возник Шекспир и как возникли шекспировские страсти, – поясняет Левитин.
Кстати, Малой сцены в театре больше нет. Точнее, она поменяла название, став «Театром Михаила Левитина глазами его учеников». На ней в этом году покажут спектакли по стихам Александра Гельмана, а также по книге Левитина «Поганец Бах», обеими постановками занимается Василий Корсунов, выпускник мастерской Левитина в ГИТИСе. Еще одна интересная премьера на бывшей Малой сцене – «Мой дядя самых честных правил» по рассказу Фазиля Искандера, постановкой займется Ирина Богданова. Алевтина Пузырникова поставит спектакль «Я, Леня Енгибаров», но в новой версии, а Ольга Левитина займется постановкой по рассказам Фридриха Горенштейна и Константина Паустовского. Правда, сами рассказы худрук не назвал, упомянув лишь то, что между выбранными произведениями много общего. Интрига!
Завершили сбор труппы показом первой сцены из «Веселой женщины». Она основана на реальном диалоге Михаила Левитина-младшего с компаньонкой по выгулу собак, которая случайно оказалась поклонницей Блаватской. С первых минут спектакля зрителям в зале предложили… левитировать.