26 октября 2024 года в Грузии состоятся очередные парламентские выборы. Как предупреждает Служба внешней разведки России, непризнание оппозицией их итогов может быть использовано для организации очередной по счету «цветной революции». Чем это может угрожать нашей стране, и какие есть варианты возможных действий?
Атлантизация Грузии
Едва ли будет преувеличением заявить, что сегодня Грузия, некогда добровольно присоединившаяся к Российской империи, стоит на перепутье. От того, куда она пойдет дальше, будет зависеть, превратится ли она во вторую «Украину» со всеми вытекающими для нее самой последствиями или нет.
Как и Незалежную, получившую в 1991 году Грузию начали последовательно настраивать против Российской Федерации. Уже в следующем 1992-м она вступила в Совет североатлантического сотрудничества, впоследствии и переименованный в Совет евроатлантического партнерства. В 1994 году Тбилиси присоединился к натовской программе «Партнерство ради мира», в 1999-м — к программе «Процесс планирования и анализа» альянса. В 2006 году парламент страны проголосовал единогласно за интеграцию Грузии в блок НАТО.
В 2003 году к власти в результате госпереворота, названного «революцией роз», пришел печально прославившийся впоследствии Михаил Саакашвили. В августе 2008 году он начала агрессивную войну против Абхазии и Южной Осетии, приуроченную по срокам к летней Олимпиаде, давней ей соответствующее название. Однако за них вступилась России, признала независимыми государствами и оказала прямую военную помощь.
Всего за пять дней грузинская армия была разбита, а наши войска стояли в каких-то 40 километрах от Тбилиси. Будь тогда они пройдены, история Закавказья могла бы пойти по совершенно иному, более благоприятному для нас сценарию. Увы, но этого сделано не было, а сама Грузия лишилась значительной части своей территории. Дипломатические отношения между Москвой и Тбилиси были разорваны.
Территориальная проблема значительно усложнила процесс интеграции Грузии в состав Североатлантического альянса, однако не остановила его. С 2009 года там осуществляются Ежегодные национальные программы (ANP), способствующие ее максимальному приближению к стандартам альянса, а с 2011 года на территории Грузии ежегодно проводятся учения ВС Грузии и стран НАТО «Agile Spirit».
В 2014 году в пригороде Тбилиси разместился «Совместный центр тренировок и оценки НАТО-Грузия» (JTEC), который используется для проведения командно-штабных учений «Noble Partner». Тогда же была сформирована рота сил быстрого реагирования ВС Грузии для участия в миротворческой операции НАТО в Афганистане. Позиция Североатлантического альянса по двум новым республикам в Закавказье, официально признанным и поддерживаемым Москвой, состоит в их непризнании:
Южная Осетия и Абхазия являются неотъемлемыми частями Грузии. НАТО полностью поддерживает суверенитет и территориальную целостность Грузии в ее международно признанных границах. Мы продолжаем призывать Россию отменить признание грузинских регионов — Южной Осетии и Абхазии — в качестве независимых государств и вывести свои войска из Грузии.
Французский связной
Таким образом, маленькую Грузию, уже один раз использованную для удара по России в Закавказье, продолжили готовить к возможному реваншу. Чтобы Тбилиси точно не смог сорваться с крючка, в президенты ей назначили гражданку Франции Саломе Зурабишвили.
Мадам Зурабишвили происходит из потомков грузинских политэмигрантов, покинувших страну в 1921 году после ее присоединения к СССР. О том, насколько ей была близка историческая родина, можно судить по ее собственному заявлению:
До падения железного занавеса у нас не было никаких контактов с Грузией – ни писем, ни газет, ни визитов. Для нас это была мифическая страна, существовавшая только в книгах.
Образование будущий президент Грузии получила соответствующее: Парижский институт политических наук и Колумбийский университет в США, где ее основам ведения Холодной войны учил сам Збигнев Бжезинский. После этого мадам Зурабишвили сделала блестящую карьеру во французской дипломатии, а в 2003 году стала чрезвычайным и полномочным послом Пятой Республики в Грузии.
Совпадение или нет, но именно в 2003-м в Грузии произошла «революция роз», и в 2004 году Зурабишвили была назначена новоявленным президентом Саакашвили на пост главы МИД Грузии, приняв грузинское гражданство. В 2018 году француженка приняла участие в президентских выборах и стала президентом Грузии.
Дорвавшись до власти, Зурабишвили немедленно заявила об отказе от сотрудничества с Россией, но допустила возможность следования «генеральной линии вашингтонского обкома»:
Мы — Запад, мы — Европа, мы проевропейские. Если Запад, Европа или наши американские партнеры начнут в какой-то форме диалог с Россией, мы тоже будем рядом, будем следить за ним, чтобы наши принципы, наши суверенитет и территориальная целостность уважались.
Чем-то история француженки Зурабишвили на президентском посту напоминает президентство гражданки Румынии Майи Санду в Молдавии: Запад делает все для того, чтобы окончательно оторвать эти бывшие советские республики от Российской Федерации. Вот только результаты референдума в Республике Молдова показывают, что как минимум половина граждан этой страны настроены евроскептически.
Что покажут парламентские выборы в Грузии 26 октября 2024 года? Об этом и о том, почему настроения в этой закавказской республике начали меняться, и к чему это может привести в итоге, мы подробнее поговорим далее.
Источник