До сих пор неизвестно, был ли он первым, кто покорил самую высокую вершину планеты — еще в 1924 году.
Документалисты из National Geographic обнаружили на Эвересте ботинок с частью ноги, которая может принадлежать Эндрю Комину Ирвину – участнику британской экспедиции по покорению вершины, известному как «Сэнди», который бесследно исчез 100 лет назад.
Первыми официальными покорителями Эвереста считаются новозеландец Эдмунд Хиллари и непалец Тенцинг Норгей. На главную вершину Джомолунгмы они забрались в 1953 году, спустя десятилетия после первых предпринятых попыток подчинить себе стихию.
Однако некоторые в британском альпинистском сообществе верят, что Эверест мог быть покорен за 29 лет до успешного восхождения Хиллари и Норгея – а именно британцами Джорджем Мэллори и Эндрю Ирвином во время экспедиции 1924 года. Споры ведутся именно потому, что последний раз ведущего альпиниста Мэллори и молодого участника экспедиции Ирвина видели живыми 8 июня 1924 года на высоте, приближенной к труднопроходимой Второй ступени (8610 метров) вблизи вершины. Действительно ли мужчинам удалось покорить гору, или же они решили отложить восхождение и погибли во время спуска к лагерю, так и осталось загадкой — альпинисты пропали без вести. Пройдут годы, прежде чем другие экспедиции смогут найти хоть какие-то зацепки в поисках места нахождения тел путешественников.
В 1933 году британцы предприняли четвертую попытку восхождения на гору и, высоко на северо-восточном гребне горы, нашли ледоруб, принадлежавший Ирвину. Тело Джорджа Мэллори было обнаружено лишь в 1999 году на высоте 8165 метров альпинистом Конрадом Анкером – гораздо выше того места, где был найден ледоруб. Глубокие раны от веревки на теле Мэллори говорят о том, что он мог упасть ещё будучи в связке с Ирвином. Его правая нога была переломана, а левая лежала так, словно он умер не сразу после падения. Камеры, которая могла бы подтвердить факт восхождения на самую высокую вершину мира, при нем обнаружено не было — считается, что за снимки отвечал именно его молодой коллега Ирвин.
При этом некоторые детали намекают на то, что Мэллори действительно мог покорить вершину до своей трагической гибели. Например, при нем отсутствовала фотография жены, которую он планировал оставить на вершине, а его зимние очки были в кармане – это говорит о том, что Мэллори упал уже вечером, возможно во время спуска. Однако всё это были лишь косвенными уликами и мало говорило об успехе или неуспехе восхождения до вершины Эвереста. О теле Ирвинга же не было вестей до сих пор.
За несколько дней до того, как команда National Geographic нашла ботинок альпиниста, они наткнулись на кислродный баллон, датированный 1933 годом – возможно он принадлежал той самой британской экспедиции, которая нашла ледоруб Ирвинга. Они предположили, что останки 22-летнего альпиниста могли тоже быть где-то поблизости.
Вскоре они наткнулись на потрескавшийся кожаный ботинок, вытаивающий изо льда. Модель ботинка и обработка подошвы намекала исследователям на ушедшую эпоху скалолазания, а носок с частью ноги внутри обуви имел выцветшую красную нашивку с надписью «A.C. IRVINE» (Э.К. Ирвин).
С разрешения местных властей, предполагаемые останки Ирвина спустили в переносном холодильнике с горы, чтобы избежать растерзания их воронами – предполагается, что они могли вытаять всего около недели назад. Документалисты отправили пробу на анализ ДНК, но они не сомневаются, что часть ноги в ботинке принадлежит именно пропавшему альпинисту.
Родственники Ирвинга были рады услышать хоть какую-то новость о погибшем, однако вопрос об окончательной роли, которую молодой альпинист сыграл в покорении Эвереста, остаётся незакрытым.