Патриарх Московского и Всея Руси выступал в Екатерининском дворце на Исаакиевской площади, 6. В ожидании патриарха, прохаживаясь по узким коридорам Законодательного собрания с ковровыми дорожками из глубокого советского периода, я обратила внимание на галерею почётных граждан Северной столицы. Было приятно видеть, что портреты эти подписаны скромно — фамилия, имя, отчество и год, когда человек признан почетным гражданином Санкт-Петербурга. А люди действительно сплошь уважаемые — президент Путин, писатель Даниил Гранин (их портреты висят рядом), актеры — Кирилл Лавров, Олег Басилашвили, дирижёр Юрий Темирканов, политик Анатолий Собчак и многие другие. Под каждым из портретов — ФИО, и только на одном — просто «Адвокат Дик». Почему адвокат без имени, отчества или таким было его пожелание, выяснить не удалось, так как был дан знак — вот-вот начнётся. Кстати, портрет Патриарха тоже украшает галерею и висит рядом с изображением Валентины Матвиенко. А может, она рядом с ним.
Желающих послушать патриарха было много — большой зал Заксобрания заполнен. Здесь губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов, министр культуры РФ Ольга Любимова с заместителями, Михаил Швыдкой, Михаил Гусман, гендиректор форума Владимир Кехман, Константин Эрнст, руководители театров, музеев, образовательных творческих учреждений, а также представители отечественных и мировых СМИ.
Надо сказать, что Святейший не заставил себя ждать — лекция началась практически без задержки — несколько минут не в счёт. Поприветствовав собравшихся, он перешёл к сути вопроса.
— Культура несёт в себе ценность и остаётся механизмом передачи ценностей, — начал патриарх, разумеется, не по бумажке. — Все, что ценности не имеет, прекращает быть культурой. Ведь само слово «культура» имеет в основе корень «культ». Культура возникала вокруг культа. Культ первичен, и тема культа связанна с темой ценностей. Где нет ценностей, там нет культуры.
В своём выступлении патриарх упомянул западных философов, а также апологетов марксистской философии, которые утверждали, что человек должен жить для следующих поколений, они не ценили личность как таковую. «А твоя собственная жизнь для чего? Твоя ценность какая?» — задал вопрос патриарх — Религия даёт нам ответы, как жить, к чему стремиться и что делать».
Речь, продолжавшаяся не более 25 минут, была наполнена образами, цитатами из Священного писания, а также отечественных учёных, мыслителей и носила мировоззренческий характер, где были даны оценки нравственного состояния современного российского и западного общества, определены приоритеты.
Раскультуривание, так называемая новая нормальность с падающей вниз цивилизацией, — все это, по словам патриарха, люди во всем мире наблюдали на прошедшей Олимпиаде, чьи транслировавшиеся на весь мир картинки говорили о регрессе западной цивилизации».
Обратил внимание патриарх и на происхождение нескольких важных слов, которые больше чем просто слова — например, «спасибо» («А это — спаси Бог») и воскресение. «В дореволюционной России воскресение было первым днём недели, но безбожная власть сделала его последним. На самого деле первый, и должен начинаться с молитвы, с причастия. Первый день недели Богу надо посвящать».
Серьезное внимание было уделено происходящим в мире процессам: 1) дегуманизации человечества — этот тезис оратор подкрепил цитатой из шекспировский трагедии «Гамлет»: «Что значит человек / Когда его заветные желанья — еда да сон? / Животное — и всё». Словом, живущий, как животное, в котором дух и нравственность побеждены полотью.
2) О запретах — процитировал Юрия Лотмана, умевшего дискутировать и слушать. «Культура начинается с запретов, — говорил Лотман. — И особенно поразительно было слышать подобное от человека, далёкого по взглядам от религии. Скажи я такое, меня бы разнесли либералы. Но религиозные заповеди и запреты — это не путы. Они от опыта человеческого, они являются факторами, всегда формировавшими личность».
3) Наконец, о глобализме, обозначенном в теме лекции патриарха, и это понятие станет одним из ключевых слов в панельных дискуссиях форума. «Христианство принадлежит всему миру, христианство всемирно, а значит, глобально. Но это другого рода глобализм. Это не навязывание всему миру установок — то, что сейчас происходит на всех уровнях: экономическом, политическом и культурном». Такой глобализм, по убеждению патриарха, стремится стирать различие в народах, личностях и организован из единых центров, когда существуют культура клика и культура вседозволенности. В этих центрах формируется повестка — экономическая, политическая, культурная в том числе. Глобализм для него — это ещё и столкновение культуры и антикультуры в индивидуальном и мировом масштабе. Наряду с культурой, которая ведёт вверх, существует антикультура, которая всегда антирелигиозна и ведёт человека вниз — отсюда и потребительская философия. «Пороки и грехи стали высокодоходным делом, которое имеет в своей основе не только коммерческий интерес, но и большие политические возможности».
Свою лекцию патриарх закончил цитатой из письма Павла Флоренского, которое он писал детям, находясь в лагере на Соловках. «Не делайте ничего безвкусного, не делайте кое-как. Не дозволяйте мыслить небрежно. Это залог свободы». Понимая ответственность, мы не имеем права небрежно жить и действовать. Мы должны остановить дегуманизацию человечества», — подчеркнул патриарх.
Закончив речь, он ответил на вопросы об образовании, которое испытывает кризис. «Чтобы не было кризиса, надо понимать, какого человека надо воспитать. Должна быть общая модель, консенсус мировоззренческий». И, процитировав апостола Павла: «Все мне дозволено, но не все полезно», уточнил, что для понимания, что есть польза, надо бы определиться с целеполаганием. «Мы не должны исключать научно-технологических достижений, и замыкаться на себе не надо, но первородства своего ни в коем случае не терять. У нас должен быть свой путь».
О роли искусственного интеллекта ещё много и долго будут говорить на форуме, но первым на эту тему, поднятую Романом Кармановым, возглавляющим президентский Фонд культурных инициатив, высказался патриарх, и весьма конкретно: «Господь дал человеку разум, но он дал ему и волю, чего лишён ИИ. Но если ИИ сможет воспроизводить другие ИИ, человечеству настанет конец. Поэтому нельзя допускать, чтобы ИИ вышел из подчинения человека». Вывод из этой ситуации, по мнению патриарха, один: человек должен стать нравственно и духовно лучше. Если не станет, проиграет. А если человек хочет быть ещё и счастливым, он должен быть религиозным. «Развитие человечества может быть жизнеспособным при условии одновременного возрастания веры и нравственного чувства. Если ослабевать, мы приблизимся к Апокалипсу».
Патриарх проиллюстрировал мысль о том, что «все в руках Божьих». Во времена холодной войны, будучи ещё иеромонахом, он оказался в горячей точке — в Индокитае, где вовсю полыхало. И, как представителю одного благотворительного фонда, ему нужно было попасть Северный и Южный Вьетнам, передать помощь, а в джунглях в то время оказаться было очень опасно. Тогда в Лаосе молодой иеромонах пошёл в советское посольство, представился послу Волгину, который больше был похож на военного, а не на дипломата. «Ты чего сюда приперся?» — совсем недипломатично спросил его посол. «Нужна гарантия, чтобы по нам не пульнули свои же», — ответил тот. На что посол объяснил, какую сложную комбинацию должен построить: звонки в Москву, получение разрешения, согласования с верхами на получение разрешения и передачи «добро» в Ханой и так далее… Короче, долететь, чтобы не пальнули свои же, было нереально. И, тем не менее, он долетел и тогда понял, что «рука Божья» не миф, не сказка. «Если человек не чувствует эту руку, он слаб и недостоин силы Божьей. Это самый главный урок, который я вынес. Присутствие Бога в своей личной жизни — самое сильное тому доказательство. Если нужна крепкая вера, надо почувствовать присутствие Бога в своей жизни. «Вера в Бога — единственный выход», — заключил под аплодисменты патриарх.