В Музее П.И. Чайковского в Москве открылась выставка «Онегин. Открытый финал». История оперы, ее создания и постановок, размышления о нескольких вариантах финала соединились с современными технологиями в стенах музея на Кудринской площади. Как связали искусственный интеллект и оперу, разбирался корреспондент «МК».
«Евгений Онегин» — вечно актуальное произведение как в литературной версии, которую мы, как нам кажется, знаем досконально еще со школьной скамьи, так и в музыкальном воплощении Чайковского. Музею музыки, который продолжает праздновать юбилей А.С. Пушкина, однако, есть чем удивить.
В центре внимания выставки — отреставрированный автограф оперы, написанный рукой Чайковского. Его показывают впервые. Он представляет собой большую толстую книжицу, внутри которой — оркестровая партия с подстрочным переложением для исполнения музыки на фортепиано. На страницах — пометки, оставленные самим Чайковским, а также его коллегами, которые принимали участие в работе над оперой — издателя Петра Юргенсона, первого дирижера оперы Николая Рубинштейна.
Но не автографом единым привлекают нас обратить внимание на оперу. В представлении большинства людей все, что связано с академической музыкой, — довольно консервативно. Но Музей музыки старается идти в ногу со временем, хоть и в рамках своей темы, и предлагает посетителям прикоснуться к искусственному интеллекту через призму оперы Чайковского «Евгений Онегин». Например, прямо на выставке можно увидеть, как бы вы выглядели, если бы были Евгением Онегиным или Татьяной Лариной. Нейросеть делает ваше фото и быстро рисует парадный портрет в полный рост. Результат трудов можно получить, отсканировав QR-код. Испытано на себе
Еще одна фишка выставки — письмо Онегину. Специально для выставки создали Telegram-бота, где можно написать любовное признание. Ответ для вас сгенерирует нейросеть. Правда, искусственный интеллект окажется намного добрее, чем Евгений Онегин, который в ответ на трогательное письмо Татьяны решил ее пожурить. Мы провели собственный эксперимент и вот какой диалог получился:
— Хочу признаться в любви своему «Онегину», который сейчас очень далеко. И будет далеко еще очень долго. Мы увидимся, наверное, зимой. Но все равно люблю! Несмотря на расстояние!
— Я упорно ищу среди лиц моих слушателей такое же, как у тебя, — которое будет свидетельствовать о характере, похожем на твой, — и мои поиски напрасны. Так, день ото дня я все больше горжусь тобой, поскольку получаю всё новые доказательства того, что во всём мире нет никого, подобного тебе. Люблю тебя все больше и больше с каждым днём. Ты такая сильная, стойкая, уверенная в себе! Сегодня ты сделала мне величайший комплимент, на который только может надеяться мужчина. Если я тот самый «настоящий мужчина», то ты, безусловно, та самая «настоящая» женщина.
Нейросеть, конечно, любить не умеет, но красиво признаваться в чувствах — вполне!
Но все же выставка призвана не только развлечь своего гостя, но и рассказать о том, какой путь проделал «Онегин» от текста Пушкина, до музыкального воплощения Чайковского.
Здесь рассказывают историю, которая умещается в нескольких тематических разделах. Первый — история создания романа, история постановок оперы. Здесь показывают, как работал над романом Пушкин, как реагировали на него первые читатели, а также расскажут, почему важно поддерживать добрые отношения с однокурсниками. То, что сюжет Чайковскому подсказала певица Елизавета Лавровская — известный факт. Но мало кто говорит о том, что их связывало с Чайковским: вместе они учились в консерватории. Вывод: дружите с однокурсниками. Может, именно они подскажут вам идею, которая перевернет вашу жизнь.
Второй раздел посвящен образам центральных персонажей — Онегина, Татьяны и Ленского, об их сценических воплощениях. Здесь расскажут не только о том, почему опера Чайковского, в отличие от романа Пушкина, не подходит под определение «энциклопедии русской жизни», но и о фан-клубах Лемешева, «лемешисток», и Козловского, «козловитянок», которые почитали исполнительский талант певцов и порой спорили между собой — кто лучше. На выставке можно послушать их голоса. Михаил Брызгалов, директор Музея музыки, назвал их голоса «национальным достоянием и эталонным звуком».
От образов — к действию. Следующие разделы посвящены сценическим воплощениям оперы. Здесь можно обнаружить интересные афиши, уголок во дворе дома Лариных с креслом-качалкой и яблоками в корзинке (которыми можно угоститься). Есть интерактивная зона, где вас обучат делать полонезный шаг — главное движение полонеза, танца, которым традиционно открывают все балы. Чтобы посетить быстрый мастер-класс, нужно встать на определенную точку в выставочном зале (она помечена на полу), сработает датчик и заиграет Полонез из оперы «Евгений Онегин», на экране перед вами появится обучающее видео. Вот такой экспресс-урок танцев.
В этом же зале расскажут и о нескольких версиях финала «Онегина». У самого Чайковского было два варианта. А сейчас известно пять финалов в различных постановках. Тайну заключительной сцены оперы здесь можно попробовать разгадать с помощью большого интерактивного экрана, где предлагают ознакомиться с тем, как завершил свой роман Пушкин, а затем посмотреть несколько воплощений финала «Евгения Онегина» на сценах разных театров — все отличаются друг от друга. А вот с чем согласиться (или поспорить), здесь предлагают выбрать самостоятельно. Все же финал — открытый.