Ранее было показано, что дети, выросшие в семьях с более низким социально-экономическим статусом (СЭС), хуже справляются с умственными нагрузками, а также чаще испытывают депрессию и тревогу. А сейчас выяснилось, что они могут испытывать проблемы с мотивацией
Нейробиологи из Массачусетского технологического института обнаружили, что социально-экономический статус связан с чувствительностью мозга к вознаграждению, которая, в свою очередь, является важнейшим фактором мотивации и внимания. Ученые провели эксперименты в игровой форме среди более 100 подростков в возрасте от 12 до 14 лет из разных социальных слоев (с разными уровнями дохода семьи и образования родителей). В ходе игры детям надо было угадать загаданную цифру, при этом за каждое правильное предположение они получали денежное поощрение. Одновременно с этим у участников регистрировали активность мозга с помощью функциональной магнитно-резонансной томографии. Результаты показали, что подростки с более высоким СЭС, когда угадывали ответ правильно, намного эмоциональнее реагировали на победу. Это же подтвердили снимки мозга: у них значительно сильнее, чем у детей с более низким СЭС, активировалось так называемое «полосатое тело» — область мозга, связанная с вознаграждением. Авторы исследования объясняют это так: если человек растет в высокоресурсной среде, где доступно множество вознаграждений, его мозг настраивается на получение этих наград. И наоборот, в обедненной социальной среде у ребенка ослабляются реакции на потенциальные награды и, соответственно, мотивация на достижение.