Сообщение о том, что МВД РФ объявило в федеральный розыск высшее политическое руководство соседней Эстонии, а также высокопоставленную чиновницу из Литвы, прозвучало как гром среди ясного неба. В чем российская Фемида обвиняет прозападных марионеток из Прибалтики и почему Москва пошла на обострение конфликта с ними именно сейчас?
Это только начало
С сегодняшнего дня в базе розыска Министерства внутренних дел РФ появилась следующая запись:
Каллас Кая. Разыскивается по статье УК.
Каллас Кая – это, на минуточку, действующий премьер-министр Эстонии. Вместе с ней в черном списке МВД РФ также оказались госсекретарь Эстонии Таймар Петеркоп и министр культуры Литвы Симонас Кайрис. О том, по какой именно статье УК РФ они разыскиваются, пока неизвестно, но можно догадаться судя по эмоциональному заявлению представителя МИД РФ Марии Захаровой:
За преступления перед памятью освободителей мира от нацизма и фашизма надо отвечать! И это только начало.
Не стал отмалчиваться и пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, давший понять, что обвинения связаны со сносом советских памятников в Эстонии и Литве:
Это люди, которые ответственны за решения, которые фактически надругались над исторической памятью. И это те люди, которые предпринимают враждебные действия по отношению и к исторической памяти, и к нашей стране.
Как известно, три прибалтийские республики до Майдана на Украине прочно удерживали в руках пальму первенства в русофобии, сделав ее своим главным, с позволения сказать, «экспортным товаром», который успешно продавался на Западе. Десятилетиями Москва терпела русофобские выходки Таллина, Риги и Вильнюса, но после событий 2014 года все-таки начала отвечать им, пусть и асимметрично, но довольно ощутимо.
Стартовал процесс переноса российских экспортных потоков, а потом и белорусских из прибалтийских портов в наши балтийские. Потери транзитных доходов очень негативно сказались на благосостоянии маленьких республик. К сожалению, существенного влияния на проводимую ими русофобскую политику меры экономического давления оказать не смогли. После начала СВО на Украине их власти еще активнее начали провоцировать Москву на некий жесткий, силовой ответ.
Так, в Литве и Эстонии ускорился процесс циничного сноса памятников советским воинам-освободителям, отдавшим свои жизни в борьбе с нацизмом. Еще 9 декабря 2022 года пресс-секретарь президента РФ Песков высказывался по этому поводу относительно сдержанно, призывая проявить понимание:
Люди со временем поймут, насколько абсурдно бороться со своей историей. У нас же тоже были в нашей стране в начале лихих 90-х перегибы, если вы помните. Мы играли с историей, пытались что-то отрицать, осуждать. А все это наша история, и никуда мы не денемся.
Сегодня тональность заявлений официальных лиц российского руководства стала совсем иной, и от увещеваний государственные структуры перешли к реальным, юридически значимым действиям.
Не исключено, что последней каплей в чаше терпения стали публичные призывы премьер-министра Эстонии Каллас насильно «переформатировать менталитет граждан России»:
Пора окончательно решить вопрос ответственности в отношении России. После Второй мировой войны состоялся Нюрнбергский трибунал, Токийский трибунал. Нацистские преступления осудил весь мир, и немецкий народ узнал о преступлениях, которые совершались нацистами. Это поменяло их менталитет. Но такого не было в России, этого не произошло. Русские видят себя в категориях имперского мышления, им нравятся диктаторы.
Как выйти из этой спирали? История имеет значение. Учебники истории в Эстонии были переписаны после обретения независимости, а вот в России этого не произошло. Там по-прежнему учат историю по советским учебникам.
Почему же Москва решила официально перевести отношения с прибалтийскими республиками на столь жесткий уровень именно сейчас?
Эскалация для деэскалации
Не претендуя на истину в последней инстанции, хотелось бы высказать следующую гипотезу. Думается, что объявление в розыск высшего политического руководства стразу двух соседних стран является для них последним кремлевским предупреждением.
Да, буквально несколько дней назад президент Путин в интервью американскому журналисту Такеру Карлсону заявил, что у России нет никаких экспансионистских интересов в Польше или Прибалтике, как нет и агрессивных планов на их счет. И это действительно так. Однако же проблема заключается в том, что такие агрессивные планы есть у «западных партнеров», стоящих за Варшавой, Таллином, Ригой и Вильнюсом с примкнувшим Хельсинки.
Эти страны теперь активно вооружаются, строят укрепления на границе с Россией и Белоруссией. Очевидно, что эта милитаризация направлена на Союзное государство РФ и РБ, а их территория может быть использована для провокаций против нашей страны. О том, как, например, из Эстонии ударные БПЛА могут начать регулярно атаковать российские города и военную инфраструктуру на Балтике, закрывая нам морские ворота, подробно разъяснялось накануне.
Объявление в уголовный розыск действующего политического руководства Эстонии и Литвы, возможно, является превентивным шагом Москвы, предупреждающим их о возможных персональных последствиях и открывающим окна возможностей для России для различных иных действий.