«Эль Русо» Сергея Мокрицкого — хладнокровная переделка старой голливудской картины «Свидетель». Фото: кадр из фильма
«Эль Русо» Сергея Мокрицкого — хладнокровная переделка старого голливудского фильма «Свидетель» с Харрисоном Фордом. Авторы в финальных титрах выражают благодарность режиссеру Питеру Уиру за вдохновение (хотя «спасибо», конечно, не булькает, и хотелось бы все-таки для порядка узнать, заплатили ли они правообладателям за свое вдохновение хоть крошечную копеечку). Тем более, что под вдохновением тут, естественно, подразумевается копирование.
В оригинале действие разворачивалось в США, герой Форда, коп, расследовал дело об убийстве в общественном туалете, а единственным свидетелем оказывался мальчик, зашедший туда пописать. При этом мальчик был из секты эмишей, у него имелась глубоко религиозная красавица-мать, и Форду в конце концов приходилось в этой секте прятаться (когда выяснялось, что преступник — крыса из его же департамента). Вот ровно то же самое происходит и в «Эль Русо», с поправкой на то, что действие разворачивается в Аргентине, сектантка с ребенком — из общины русских староверов, а коп — русский иммигрант по имени Павел Демидов.
Конечно, Сергей Мокрицкий и его жена, продюсер Наталья Мокрицкая, не могли перенести сюжет в знойную Аргентину просто так, ничего от себя не добавляя. У полицейского теперь какая-то сложная опухоль мозга, которая обеспечивает ему дикие головные боли, но одновременно позволяет видеть будущее (а почему нет, мы же на другом конце света, давайте отрываться!) Так что все атаки нехороших людей он предвидит и встречает лютой пальбой из пистолета.
Семен Серзин, которого приговорили это играть — отличный, очень интеллигентный и обаятельный актер, и прямо видно, как на него давит роль безжалостного натурализовавшегося аргентинского копа, костолома-провидца с опухолью в мозгу, связавшегося к тому же с сектанткой. (Сектантку, кстати, играет Светлана Иванова, и она очень хороша — на нее возложили понятную задачу создать образ молодой вдовы, застрявшей в воображаемом аргентинском таежном тупике, говорящей на своеобразном староверском диалекте и сохраняющей каменное выражение лица, пока не придет время таять).
* * *
«Чистые» — про проституцию перед революцией. Фото: кадр из сериала
Главным разочарованием «Пилота», пожалуй, стал сериал «Чистые», снятый Николаем Хомерики. Мне он кажется одним из худших режиссеров России (хотя на этот счет существуют разные мнения — его невыносимый, по-моему, фильм «Море волнуется раз» получил главный приз «Кинотавра» и удостоился восторженных оценок людей, чье мнение для меня важно). Каждый раз, приступая к новому фильму Хомерики, думаешь: «А вдруг?» Но чаще всего никаких «вдруг» не бывает (и мне упорно кажется, что высшим взлетом Николая было явление морского леопарда в «Ледоколе»).
«Чистые» — сериал про проституцию перед революцией. Санкт-Петербург, начало ХХ века, демоническая женщина (Виктория Исакова) держит притон, но особый: девушки в нем не отдаются кому попало, они, изображая невинность и трепетность, ловят на вокзалах и в гостиницах наивных мужчин, чтобы соблазнить их и обобрать. Сети расставлены широко, в них попадаются и трепетные гимназисты вроде Марка Эйдельштейна, и состоятельные купцы. Исакова заботится о своих девочках, мажет им мордочки спермацетовыми сливками, чтобы выглядели как детки, но в случае непокорности готова покарать, призвав на помощь Никиту Кологривого с пыточными маникюрными инструментами. И да, первые десять минут это смотрится отлично. А потом почему-то становится душно, и с каждой минутой все душнее. В «Чистых» пытаются рассказать несколько историй девушек одновременно (одна драматичнее другой), но справиться с этим Хомерики решительно не способен. Помимо Исаковой, в сериале должен появиться Федор Сергеевич Бондарчук, наверняка тоже в инфернальном образе, но этого я не увижу (я и первые две серии, показанные на «Пилоте», просто не смог досмотреть до конца).