На днях американский кабельный телеканал CNBC, специализирующийся на проблемах бизнеса, порадовал нас информацией о том, что продажи новых автомобилей в США в следующем году вырастут на 1—4% и составят около 15,6—16,1 млн. единиц. И это при том, что в 2022 году они составили менее 15 млн, — самый низкий уровень как минимум за последние десять лет. Рост еле заметный, но все же рост — а при огромном объеме и большой насыщенности американского рынка даже он может положительно сказаться как на экономике страны в целом, так и на потребителях в частности.
Возможно, но нереально
При всей несопоставимости автопрома России и США, прогнозы наших аналитиков относительно развития отечественного рынка также вполне позитивны. Конечно, не в том смысле, что они предрекают взрывной рост продаж легковых автомобилей — нет, просто надеются, что никаких масштабных катаклизмов не произойдет, и автопром продолжит рост, постепенно приближаясь к минимально достаточному для нормального функционирования отрасли уровню.
Напомню, что в следующем году для достижения этого уровня рынку нужно подрасти в полтора раза по отношению к итогам 2023 года, результаты которого пока точно не известны. Впрочем, большинство осторожных аналитиков склоняется к тому, что по России за 12 месяцев будет продано около 1 050 000 легковушек. Чисто теоретически такое возможно — удалось же автопрому в нынешнем году продемонстрировать увеличение продаж почти на 70%. Однако практически это совершенно нереально.
В загашнике — одни проблемы
Самая главная проблема заключается в том, что в настоящее время у нас нет той экстремально низкой базы, которая позволила бы вновь продемонстрировать феноменальные результаты. Каждый шаг к увеличению продаж будет теперь доставаться нам с большим трудом. Тем более, что никаких реальных драйверов роста в наших загашниках нет. Есть там лишь одни препятствия к достижению светлого будущего.
Называли их уже тысячу раз, поэтому вдаваться в детальную расшифровку смысла нет, и я ограничусь одним перечислением. Тормозить развитие рынка будут высокая ключевая ставка ЦБ, повышенная ставка утилизационного сбора, запредельные цены на автомобили, снижение благосостояния населения, отсутствие отечественных технологий производства автокомпонентов и автомобилей в целом, превалирование импорта над локальной сборкой. Как говорится, куда ни целуй — кругом задница. Кстати говоря, именно поэтому последние три месяца наблюдается не просто кардинальное снижение темпов роста, но даже падение продаж.
С уверенностью можно сказать: препоны, выставленные на пути к процветанию нашими финансово-экономическими властями, в ближайшее время отменены не будут, а ключевая ставка имеет шанс еще и подрасти, что окончательно добьет инструмент автокредитования. Резкого повышения зарплат (и как следствие — покупательской способности) нам тоже ожидать в высшей степени наивно. Технологическое и производственное развитие отрасли приносит плоды уж точно не за год. К тому же, для этого требуются серьезные усилия со стороны государства, которое пока смотрит на проблему весьма индифферентно.