Какое огромное влияние на тактику и технику каратэ мог произвести французский сават? Этим вопросом задался популярный на Западе блогер Джесси Энкамп. В одном из своих материалов он уверяет, что современные удары ногами каратэ были скопированы с французского боевого искусства – сават, которое было представлено на материковой части Японии задолго до прибытия мастеров с Окинавы. На тему влияния других направлений на становление каратэ в своем Telegram-канале размышлял и шихан Максим Дедик, но уже с несколько другим акцентом. Сэнсэй пишет, что все, что связано с мышлением и тактикой в поединке (и не только в каратэ), могло прийти из фехтования.
Фунакоси Гиго (сын Фунакоси Гитина) изучал эту систему (были учебники!) и заимствовал удары (йоко, маваши, уширо) и защиту («шасси», например, защита прямой рукой – чистое фехтование). Так возник стиль спортивного каратэ.
Бокс же развивался дальше по закону «Правила определяют технику вида спорта» (Л.П. Матвеев) и пришел к современной форме, которая редко когда напоминает фехтование. Тем не менее, Леннокс Льюис – представитель классической английской школы – демонстрировал именно тот самый стиль: дальняя дистанция, прямые удары (укол), вызов, контрудар и т.д.
Поясню свою мысль. Человек рожден вооруженным корой головного мозга, а не когтями и зубами. Оружие он подбирает по дороге. Именно так он победил всех животных – тактикой и использованием предметов (оружием). Это наш основной боевой стиль – брать в руку и бить, бросать или направлять дрон. Это жизненный навык, и он развивался всю историю человечества.
Когда появился спорт, и договорились о правилах, теория боя была заимствована из опыта предков. Это, прежде всего, фехтование.
Вот поэтому мы начинаем соревновательную деятельность с Син Ги Тай, где фехтование является средством развития бойцовского IQ. Потому что бои малышей в жилетах и шлемах никакого IQ не предполагают. Более того, они блокируют его развитие. Я с этим сталкивался. Хотя, конечно, возможны исключения.
Я это к тому, что все, что делается, имеет смысл и цель. И если кто-то не в состоянии сегодня это понять, не страшно. Придет время, и придется возвращаться к исходной точке. Потому что настоящий бой мастеров – это дуэль интеллектов.
Основной окинавский стиль Сюри-тэ – это комбинация китайского Цуань-фа (кулачного искусства, Кунг-фу по-нашему) и японского Кэндзюцу (искусства Меча). Мацумура Сокон, великий мастер Окинава-тэ, был то ли разведчиком, то ли чиновником силовых ведомств, то ли телохранителем знати, обучавшейся в Японии. После того, как клан Сацума оккупировал Окинаву и запретил местным носить мечи, знать начала ездить по делам и на учебу в Японию. Там он изучал стиль Кэндзюцу, главной чертой которого был тренировочный метод – удары по столбу деревянным мечом. Так в Каратэ попала идея «иккэн-хиссацу» – «одиним ударом наповал» (изначально ударом меча, кэн – это меч), макивара и перемещения по прямой, а так же многие решения в бункай, которые поражают своей простотой и гениальностью.
Так что, не все так просто, как хотелось многим: «бери больше, кидай дальше». Если бы люди не научились думать, то мир был бы населен бойцами одной известной кулачной лиги, где пинают женщин, оскорбляют друг друга последними словами и бьют толпой победителя сразу после боя».
Заглавное фото: Black Belt Mag, 1968 год