В круге первого
По воспоминаниям современников, Дмитрий Александрович «…обладал умом неповоротливым, и ему трудно было удержать равновесие суждений». Но, видимо, он отличался сообразительностью и вкусом к жизни. Гурьев умело использовал покровительство графа Павла Скавронского. Не смутил Дмитрия Александровича и брак по расчёту: женитьба на 30-летней графине Прасковье Николаевне Салтыковой, племяннице князя Потёмкина, обеспечила Гурьеву состояние, позволила войти в ближний круг Александра I и дойти в карьере до поста министра финансов. Император доверил Гурьеву борьбу с экономическим кризисом через реализацию «Плана финансов», разработанного Сперанским и Балугьянским.
Гурьев не проявил себя блестящим управленцев и реформатором. Скорее, наоборот — отзывы о нём и современников, и историков крайне критические. Гурьевские налоги, гурьевские пошлины, гурьевская винная монополия — имя графа стало нарицательным. Однако в современном обиходе не осталось ничего, кроме каши.
Дмитрий Александрович Гурьев. (Wikimedia Commons)
Гурьевская каша
Точно неизвестно, кому принадлежал рецепт знаменитой каши. По одной версии, крепостному. Якобы Гурьев был в гостях у отставного майора Юрусовского, в чьём доме на десерт подавали особенную кашу. Граф-гурман не преминул отметить необычный вкус и лично поблагодарил повара. Впечатление оказалось настолько сильным, что в тот же вечер Гурьев выторговал повара с семьёй у Юрусовского.
По другой версии, рецепт принадлежит самому Дмитрию Александровичу, который был не чужд гастрономическим экспериментам. Из «Записок» Филиппа Филипповича Вигеля: «Гурьев недаром путешествовал за границей: он там усовершенствовал себя по части гастрономической. У него в этом роде был действительно гений изобретательный, и, кажется, есть паштеты, есть котлеты, которые носят его имя. Он давал обеды знатным новым родным своим, и только им одним; дом его стал почитаться одним из лучших, и сам он попал в число первых патрициев Петрополя».
Гурьевская каша. (Wikimedia Commons / А. Савин)
С кашей связан и трагический инцидент. Именно этот десерт подавали за завтраком Александру III в день крушения поезда в октябре 1888 года под Харьковом. «Как раз в тот самый момент, когда мы завтракали, нас было 20 человек, мы почувствовали сильный толчок и сразу за ним второй, после которого мы все оказались на полу и всё вокруг нас зашаталось и стало падать и рушиться. Всё падало и трещало, как в Судный день», — вспоминала императрица Мария Фёдоровна. Конечно, в дальнейшем об этой трагедии никто не вспоминал, когда заказывал гурьевскую кашу на десерт.
Интересно, что сладкая версия гурьевской каши была со временем «доработана» и для любителей солёного. По новому рецепту кашу варили из гречневой крупы, добавляя грибы и мясо. При этом сохранялся главный принцип — укладывания слоями и запекания.
Готовим, как для императора
В основе своей гурьевская — это манная каша, переслоенная сливочными пенками. Сдобренная же орехами, цукатами и запечённая в духовке (в классическом варианте в печи, конечно же) каша становилась произведением гастрономического искусства.
Итак, если вы решили украсить свой стол десертом уровня императорского дома, сварите манную кашу, положите в неё масло и сырые яйца. При желании можно добавить также орехи — грецкие, например, или миндаль, а ещё цукаты, варенье, изюм. Всё тщательно перемешайте, выложите затем на сковороду и отправьте в духовку. Как только появится корочка светло-коричневого цвета — готова каша. Подавать её можно как горячей, так и холодной.