Татьяна Лиознова с Вячеславом Тихоновым. Право снять сериал по роману «Семнадцать мгновений весны» режиссер буквально отобрала у «Ленфильма»! Фото: Макс АЛЬПЕРТ/РИА Новости
20 июля этого года Татьяне Лиозновой могло бы исполниться 100 лет. Эта маленькая ростом женщина «строила» на съемочной площадке самых именитых артистов. Недаром ее называли «железной леди», «бой-бабой». И… «старой девой советского кинематографа». Ведь Лиознова никогда не была замужем, а своими детьми считала снятые фильмы.
Хотя мужчины ее любили. Да еще какие!
«У меня было много романов, — призналась Татьяна Михайловна на склоне лет «Комсомолке». — Романы чарующие, дающие силы для работы…»
Легендарный поэт
В 1949-м Лиознова окончила ВГИК. Ее распределили на киностудию имени М. Горького. Но вскоре уволили. В стране шла кампания «борьбы с безродным космополитизмом». Девушка из еврейской семьи пришлась не ко двору. Татьяна устроилась в «Литературную газету». Здесь ею увлекся главный редактор Константин Симонов. Поэт, фронтовик, получивший уже шесть Сталинских премий. У какой девушки не пошла бы кругом голова! Пусть он и старше на девять лет и женат в третий раз — на популярной актрисе Валентине Серовой.
Поэт и писатель Константин Симонов. Фото: Александр ЛЕСС/ТАСС
Как-то Татьяна запоздала с работы. Мать вышла встречать ее к подъезду. Подъезжает машина, выходит дочь в сопровождении мужчины. От девушки пахнет шампанским. Дома Ида Израилевна устроила дочери выволочку. «Мам, это же сам Симонов меня подвез!» — пыталась та оправдаться. Но суровая мать запретила встречаться с начальником. «Ну и я подумала: где я, а где Симонов?» — рассказывала потом Татьяна Михайловна. И уволилась из «Литературной газеты».
Ее отец с началом Великой Отечественной ушел в ополчение и пропал без вести в декабре 41-го. Ида Израилевна одна поднимала дочь и до конца дней была для нее главным авторитетом.
Дважды номинант на «Оскар»
Позже Лиознову восстановили на киностудии имени Горького. В 1954 м назначили вторым режиссером в дебютную картину Станислава Ростоцкого «Земля и люди».
В выходной съемочная группа выбралась в лес на шашлыки. Стемнело.
— Стасик делает шаг на краю поляны и исчезает, только хруст веток раздался, — вспоминала Лиознова. — Я бросилась туда. И увидела грандиозную сцену. Там была глубоченная яма, заросшая лопухами и кустарником. Все смято, глубина огромная. Заглядываю — Ростоцкий стоит на ногах, только беретка съехала набок, а к губе прилипла сигарета. Еле шевеля губами, он говорит: «Вроде жив». Как мы его оттуда извлекали, как хохотали, когда все уже было позади!
Режиссер Станислав Ростоцкий. Фото: Лев ИВАНОВ/РИА Новости
Тогда-то между ними и вспыхнула любовь. Кто-то из «доброжелателей» донес о романе супруге Ростоцкого, актрисе Нине Меньшиковой. Она пожаловалась руководству студии. За моральным обликом в СССР следили строго. Виновницу семейного разлада вызвали на беседу. Тут-то Татьяна и показала свой характер. «Я с вами была?» — обратилась к одному из блюстителей нравственности. «Нет». «А с вами?» — спросила другого. «Нет». — «Так почему же вы думаете, что я с Ростоцким была?» Гроза миновала.
В 1956-м фильм «Земля и люди» стал одним из лидеров советского проката. Влюбленные остались друзьями. Ростоцкий прославился: его картины «…А зори здесь тихие», «Белый Бим Черное ухо» номинировались на «Оскар». Эти же ленты плюс «Доживем до понедельника» признавались в СССР лучшими фильмами года. Станислав Иосифович получил высшую тогда в стране Ленинскую премию, две Госпремии СССР.
Лучший вертолетчик планеты
В 1963-м Лиознова сняла художественный фильм «Им покоряется небо», посвященный погибшим летчикам-испытателям, и получила за него первый приз «Золотое крыло» на Международном кинофестивале авиационных и космических фильмов в Довиле (Франция). Среди консультантов картины был заслуженный летчик-испытатель СССР, Герой Советского Союза Василий Колошенко. На его счету 15 мировых рекордов на вертолетах. Летал над Южным, Северным полюсами, тушил лесные пожары во Франции, спасал людей в горах Индии. Был прототипом главного героя художественного фильма «Если хочешь быть счастливым» в исполнении Николая Губенко.
Летчик-испытатель, Герой Советского Союза Василий Колошенко.
Фото: ru.wikipedia.org.
Василий Петрович и стал новым возлюбленным Лиозновой. Их соединила любовь к небу. Ведь после школы Татьяна поступила в Московский авиационный институт. Но, проучившись первый семестр, забрала документы. Поняла, строить самолеты — не для нее. Лучше «строить» артистов. Но любовь к небу осталась. Не случайно толчком для первого киношедевра Татьяны Михайловны 1967 года «Три тополя на Плющихе» стала песня Александры Пахмутовой про летчиков «Опустела без тебя земля». Услышав ее в исполнении Майи Кристалинской, потрясенная Лиознова начала искать подходящий сюжет про женскую любовь. Нашла его в повести Александра Борщаговского «Три тополя на Шаболовке». И сняла знаменитую картину с Татьяной Дорониной и Олегом Ефремовым, слегка изменив название. Шаболовка тогда прочно ассоциировалась с ТВ.
Для Колошенко земля опустела, когда, вернувшись домой после тяжелейших испытаний вертолета Ми 12, он узнал, что жена умерла. На руках остались дети. Спасением для летчика стала любовь Лиозновой. Татьяна Михайловна даже «удочерила» осиротевшую Людмилу Колошенко. Представляла знакомым: «Людуся, моя дочка». Та называла ее мамулей. «Я каждый раз провожала папу на испытания с тревогой, — вспоминала дочь. — Вернется ли? Иногда вертолеты, которые он испытывал, исчезали со всех радаров. Когда появилась мамуля, то стала разделять это мое вечное беспокойство. И заражала в такие моменты своим оптимизмом: «Людусь, ну что? Есть вести с небес?» Если же сама уходила с головой в новый сценарий или в съемки — тоже на время пропадала «со всех радаров».
Ида Израилевна, строго подходившая к отбору женихов дочери, всегда радушно принимала Колошенко: «Я считаю, Вася — один из лучших!» «Нет, он лучший, просто очень скромный» — так Лиозновы перешучивались, смущая гостя.
Но и с летчиком семейная жизнь не получилась. «Они так и остались — каждый в своем космосе», — утверждала Людмила Колошенко.
Главный Остап Бендер
После успеха «Трех тополей на Плющихе» Лиознова решила экранизировать роман Юлиана Семенова «Семнадцать мгновений весны», опубликованный в 1969-м в журнале «Москва». Но писатель сообщил ей, что уже сочинил сценарий двухсерийной картины о Штирлице и продал «Ленфильму». Взамен предложил сценарий «Бриллианты для диктатуры пролетариата» о приключениях молодого разведчика Исаева, еще не ставшего Штирлицем.
Тут «железная леди» в полной мере проявила характер: «Я не растерялась и в запальчивости ему говорю, что мне наплевать, продан сценарий или нет, но этот фильм буду снимать я! И точка. И тогда Юлиан совершил настоящий Поступок, не часто он такое делал, — послал телеграмму председателю Комитета по телевидению, в которой сообщил, что отзывает сценарий с «Ленфильма» и передает его мне. Деньги, полученные за сценарий, он выслал в Ленинград переводом».
Долго шел поиск актера на главную роль. В тот момент у Лиозновой был бурный роман с актером Арчилом Гомиашвили, сыгравшим Остапа Бендера в комедии Леонида Гайдая «12 стульев».
Арчила Гомиашвили прославила роль Остапа Бендера в комедии Леонида Гайдая «12 стульев». И артист очень хотел стать Штирлицем! Фото: Кадр из фильма
С Лиозновой он познакомился на актерской вечеринке. Как раз развелся с третьей женой Татьяной Окуневской. Красиво ухаживал. Осыпал подарками. Обещал жениться. И настойчиво добивался роли Штирлица. Как-то Арчил закатил для съемочной группы банкет в модном ресторане. Когда возвращались назад в машине, Юлиан Семенов со вздохом произнес: «Где же нам найти этого несчастного Штирлица? — и вдруг сделал картинный жест рукой в сторону Гомиашвили: — Да вот же он!» Лиознова взорвалась от смеха: «Как представила этого Бендера в роли русского разведчика!» К тому же сцена, по ее мнению, была срежиссирована бездарно. Арчил обиделся, расстался с Лиозновой, укатил в Грузию и быстро женился на 17-летней балерине.
История имела продолжение. «Как-то я сажусь в самолет, чтобы лететь в Тбилиси, — рассказывал Гомиашвили. — Смотрю: Татьяна Лиознова и вся съемочная группа этим же самолетом тоже летят в Тбилиси показывать фильм. В самолете моя Ниночка — годика два ей было — начала бегать, помчалась и села на колени к Лиозновой. Я пошел за дочкой, забрал ребенка и сказал Тане: «Вот видишь, история решилась сама: ты везешь металлические банки с фильмом, а я везу этого маленького человечка».
Видимо, хотел сделать больно бывшей возлюбленной.
Академик, зампремьера СССР
Последним громким увлечением Лиозновой был Владимир Кириллин. Видный ученый в области энергетики, физик, академик, вице-президент АН СССР. 15 лет он был заместителем Председателя Совета Министров СССР Алексея Косыгина. Ленинская премия, четыре ордена Ленина, другие награды.
Академик Владимир Кириллин. Фото: Василий МАЛЫШЕВ/РИА Новости
Он был на 11 лет старше Татьяны Михайловны. Вдовец. Казалось, ничто не мешало им создать семью. Но опять не сложилось.
Лиознова пригласила любимого во МХАТ на нашумевший спектакль Олега Ефремова «Мы, нижеподписавшиеся». Она собиралась экранизировать эту острую драму.
Кириллину спектакль не понравился. «У тебя будут крупные неприятности. Откажись от съемок, пока не поздно», — уговаривал он. «Мне легче было отказаться от Кириллина», — призналась «железная леди». Так и расстались.
Двухсерийный телефильм вышел в 1981-м. Получил первую премию Всесоюзного телефестиваля в Ереване. «Мы, нижеподписавшиеся» — картина, которую сейчас не все понимают и принимают, — рассказывала уже после развала СССР Татьяна Михайловна. — Хотя для меня эта картина очень дорога, она полна нежности и любви к моему народу. Я лично видела зрителей, которые смотрят ее и смеются, а в конце начинают плакать. На это и рассчитан весь строй картины».
В том же 1981-м на экраны вышел «Карнавал». По признанию режиссера, «самая личностная» ее картина. «Это отношения с матерью мои. Тяга ее к отцу и то, как они друг друга любят».
В 1987-м вышел ее трехсерийный телефильм «Конец света с последующим симпозиумом» по одноименной пьесе американского драматурга Артура Копита. Несмотря на звездный состав актеров, по нашему ТВ ленту показали всего один раз. Фильм-то был антиамериканский, об опасности войны. А Горбачев, затем Ельцин взяли курс на сближение с США. Пусть и ценой развала Советского Союза.
Больше фильмов легендарный режиссер не снимала. «Слишком сильно изменились времена. Я сейчас вообще многого не понимаю, не могу быть «властителем дум». У меня ощущение, что моя великая страна потеряла то, за что ее любили, боялись и уважали. И мне очень больно от этого».
Скончалась Татьяна Михайловна в сентябре 2011 года. По давней привычке все держать под контролем в завещании указала, какую надпись сделать на могильной плите: «Народная артистка СССР, кинорежиссер Татьяна Лиознова». Похоронили ее на Донском кладбище столицы, рядом с матерью.
5 самых известных фильмов режиссера
«Им покоряется небо» (1963)
«Три тополя на Плющихе» (1967)
«Семнадцать мгновений весны» (1973)
«Мы, нижеподписавшиеся» (1980)
«Карнавал» (1981)
ВОПРОС — РЕБРОМ
Почему она так и не вышла замуж?
— Все дело в характере Татьяны Михайловны, — считает ее близкий друг киновед Вячеслав Шмыров. — Когда проходила первая влюбленность и начиналась совместная жизнь, она отчетливо понимала, что все мужчины мелковаты для нее. Она искала себе ровню, но так за всю жизнь и не смогла найти. Роман с Кириллиным стал последним в жизни Лиозновой. В оставшиеся годы заводила исключительно дружеские отношения. И, как говорят близкие люди, никогда не переживала об отсутствии настоящей семьи. Идеальных мужчин она встречала дважды. Сергей Герасимов — мастер ее курса во ВГИКе. И Олег Николаевич Ефремов. Сразу скажу, что романов не было. Она прекрасно понимала: с «иконами» не живут.
СЛУШАЙТЕ ТАКЖЕ
В Голливуде тоже любят ремейки и продолжения старых проектов: новые «Спасатели Малибу», «Шрек-5» и «Полицейский из Беверли-Хиллз» (подробнее)