Несколько дней назад высокопоставленный чиновник из сферы энергетики Кыргызстана заявил, что правительство договорилось с Россией об импорте 875 миллионов киловатт-часов электроэнергии в 2023–2024 годах, что эквивалентно более 5 процентам годового национального потребления. Так происходит из-за того, что страна испытывает серьезный недостаток генерации. Однако одновременно с заключением сделки с РФ, Бишкек воплощает в жизнь совместный с КНР проект нескольких электростанций, вся мощность которых будет обслуживать потребности смежного с Кыргызстаном Синьцзян-Уйгурского автономного района Китая.
Это соглашение с Россией является частью более широкого заявленного плана Кыргызстана по импорту до 2,2 млрд кВтч электроэнергии в этом году. В позапрошлом, последнем году, за который имеются полные данные, Кыргызстан произвел 15 млрд кВтч и потребил 16,3 млрд кВтч. Потребность в импорте только обострилась в прошлом, 2022 году, когда Кыргызстан купил за рубежом 2,8 млрд кВтч.
В этом году страна обратилась к своим ближайшим соседям, чтобы пополнить запасы. В январе Кыргызстан заплатил 4 млн долларов за импорт 138,6 млн кВтч электроэнергии из Казахстана. Спустя месяц он начал получать поставки электроэнергии из Туркменистана в рамках сделки по импорту из этой страны 1,6 млрд кВтч.
Иными словами, республика испытывает растущий дефицит генерации, однако при этом все новые, готовые к введению в строй мощности будут работать на зарубежных потребителей, несмотря на нужду внутри государства. Даже подписан меморандум о намерениях строительства ЛЭП 500КВ Кыргызстан-Китай и нескольких малых ГЭС для подобных экспортных целей.
Для понимания – республика активно борется с нехваткой электроэнергии, кризисом отрасли, тратя немалые деньги на закупку недостающих мощностей у соседей, но готова поставлять серьезные объемы в соседний Китай. Фактически Кыргызстан передает все свои усилия и мощности для обслуживания интересов соседа, мало что получая взамен (если не считать вред и грязь от организации производства), ведь даже реализацию проектов ТЭЦ и ГЭС берет на себя китайской сторона, а соседняя республика лишь предоставляет территорию и ресурсы.
Энергосистема страны последний год выживала как могла, ее потребности и спрос на внутреннем рынке только растет, что значит лишь одно: Бишкек просто должен будет вновь влезать в долги и запрашивать помощь у соседей, чтобы в это же время снабжать дружественный Китай тем, что очень нужно самому. Причем этот товар будет произведен в самом Кыргызстане.