Напомним, действующий мировой рекорд по дальности беспосадочного перелета на воздушном шаре принадлежит японскому пилоту Мичио Канда: в 1997 году он преодолел по воздуху 2360 километров на английском воздушном шаре над Австралией. Второй мировой рекорд – по продолжительности полета – установили Федор Конюхов и Иван Меняйло в 2017 году.
В нынешней экспедиции российские путешественники намерены побить каждый из них. Конюхов и Меняйло планируют улучшить собственное достижение и продержаться в воздухе около 60 часов, а также без посадок преодолеть расстояние в 2,5 тысячи километров. Полет запланирован на высоте до 5 километров со средней скоростью 40-50 километров в час.
В момент старта ударил крепкий мороз, столбик термометра опустился до минус 25 градусов. Чистое небо, озаренное полярным сиянием, и полное безветрие создали практически идеальные условия для старта.
– Двадцать семь лет в России даже не пытались побить рекорд Мичио Канда, – рассказал Федор Конюхов перед стартом. – А ведь нам сам Бог велел это сделать с нашими просторами. Мы планируем долететь до Енисея. Волнуюсь, конечно. Я установил примерно 25 мировых рекордов, но отправляться в подобную экспедицию каждый раз волнительно.
Момент старта был выбран обдуманно. Ключевое условие для успешного путешествия на воздушном шаре – это направление ветра. На высоте около 5 тысяч метров идет воздушный поток, напоминающий по своим очертаниям иглу. Если взлететь слишком рано, поток ударит по воздушному шару, что чревато аварией. А если поток прозевать, то он уйдет, и шар останется висеть в воздухе. Правда, и постоянно держаться в одном и том же потоке тоже нельзя.
– Когда пройдем Белое море, нам предстоит немного “отстояться” на высоте и поймать другой воздушный поток, чтобы проскочить с ним до Енисея, а затем начать посадку на лед. В тайге воздушный шар не посадишь, для посадки ему нужна полоса в пять-десять километров, – пояснил путешественник.
– Наш маршрут – через Нарьян-Мар, Воркуту и Салехард. Финиш на Енисее. Возле какого города планируем финишировать? Так далеко мы не смотрим. В воздухоплавании все зависит от погоды, – говорит Иван Меняйло. – О чем будем разговаривать в полете? О смысле жизни, конечно. Вернемся – расскажем, в чем он. Получится ли поспать во время полета? На первом этапе в корзине все заложено вещами, но по мере сброса баллонов часть вещей мы вывесим за борт, освободится лежачее место, на котором можно будет более-менее вытянуться. Что взяли с собой? Это очень длинный список. Самое важное – взять с собой голову.
Фото: Пресс-служба АО “Апатит”
Генеральным партнером воздушной экспедиции выступает Группа “ФосАгро”. Сам же перелет Конюхов посвятил 20-летию социального проекта компании – всероссийского движения “Детям России – образование, здоровье и духовность”. Символично, что родился проект здесь же в заполярье и его основателем стал Андрей Григорьевич Гурьев – мастер спорта международного класса по дзюдо, заслуженный тренер России и вице-президент Российского союза химиков.
– Мы особенно благодарны Федору Филипповичу за то, что свой трансконтинентальный перелет он посвятил 20-летнему юбилею “ДРОЗДа”, – прокомментировал генеральный директор компании Михаил Рыбников. – Вся страна будет следить в ближайшие дни за ходом экспедиции. И среди них – с особенным вниманием и волнением – 50 тысяч юных ДРОЗДят, ни секунды не сомневающихся в том, что у наших героев всё обязательно получится!
Незадолго до старта в Музейно-выставочном центре “Апатит” Кировска состоялось торжественное открытие выставки живописи Федора Конюхова “Мой путь”. Зарисовки, сделанные во время многочисленных экспедиций, а также по результатам посещения различных стран, впоследствии легли в основу его живописных полотен, графических листов, литографий, офортов – в них художник стремился создать гармоничный образ единения человека и природы. В экспозиции представлено 36 работ, которые охватывают несколько десятилетия путешествий их автора по миру. В Кировске выставка будет работать до 13 апреля, после чего отправится в другие регионы.
Фото: Пресс-служба АО “Апатит”
Справка “РГ”
Специально для этой исторической экспедиции в России был изготовлен тепловой воздушный шар с объемом оболочки 12 тысяч кубометров – самый большой, созданный в нашей стране за всю историю отечественного воздухоплавания. Высота конструкции вместе с корзиной – 36 метров, вес на старте составляет 5 тонн. Создание уникального воздушного судна – это инвестиции в развитие отечественной аэронавтики и повышение компетенций отечественных специалистов.