Ожидаемая продолжительность жизни (ОПЖ) в России медленно, но верно растет — что особенно заметно в крупных городах. Однако на этом пути нашему здравоохранению еще предстоит решить множество задач, считают эксперты конгресса «Национальное здравоохранение — 2024».
Как отметила директор Института экономики здравоохранения НИУ ВШЭ Лариса Попович, несмотря на все усилия, приверженность россиян к здоровому образу жизни остается относительно невысокой. По данным многолетнего исследования НИУ ВШЭ и опросов Росстата, до сих пор полноценного здорового образа жизни придерживаются менее 10% россиян. Более того, даже целевые показатели, заложенные в национальных проектах, предусматривают порядка 10–11% приверженцев ЗОЖ среди населения, хотя такие невысокие показатели могут поставить под угрозу достижение целей по увеличению ожидаемой продолжительности жизни в стране.
«Без изменения текущей политики в отношении поведенческих факторов риска, таких как гиподинамия, нерациональное питание, чрезмерное потребление алкоголя и табакокурение, — подчеркнула Попович, — даже к 2050 году ожидаемая продолжительность жизни в России не достигнет 80+ лет».
Ключевой проблемой остается мотивация населения, которое, даже несмотря на государственные меры по пропаганде ЗОЖ и динамичное развитие технологий здравоохранения, до сих пор не начало осознанно заботиться о своём здоровье.
Осознанное отношение к здоровью
Важность профилактической медицины и ответственного отношения к собственному здоровью отметила заместитель председателя комитета Совета Федерации по социальной политике Жанна Чефранова. В рамках проекта «Общественное здоровье» по всей стране уже функционирует более 700 центров общественного здоровья. Успехи фиксируются и в повышении охвата населения диспансеризацией: по данным эксперта, на сегодня ею в России охвачено порядка 88 млн человек. Тем не менее, помимо повышения охватов, необходимо сосредоточиться и на качестве диспансеризации, а также сфокусироваться на вовлечении людей в процессы самоконтроля за состоянием здоровья.
Одним из приоритетных направлений для здравоохранения и государства, по словам Чефрановой, должна стать работа с детскими и образовательными учреждениями.
«Культуру здоровья и физической активности важно формировать с раннего возраста, — утверждает она. — Здоровье каждого гражданина зависит от его личной ответственности и осознанного подхода к своему здоровью. А полезные поведенческие привычки эффективнее всего прививать именно в детстве».
Социальная активность продлевает жизнь
Впрочем, начинать ответственно относиться к своему здоровью никогда не поздно. Например, последовательная работа с пожилыми людьми, которая включает в себя не только заботу о здоровье, но и вовлечение их в социальные активности, может значительно продлить жизнь и ее качество. Особенно это заметно на опыте Москвы, где средняя продолжительность жизни сейчас превышает общероссийскую и достигла рекордных 79 лет.
«Городская инфраструктура должна способствовать активному и здоровому долголетию», — отметил замруководителя департамента здравоохранения Москвы Константин Покровский.
В последние годы в Москве активно развиваются такие инициативы, как «Школы здоровья», где пожилые люди могут не только получать знания о поддержании и укреплении здоровья, но и практические навыки для профилактики заболеваний, что помогает людям лучше понимать, как сохранить своё здоровье в зрелом возрасте.
Одной из важных составляющих работы департамента является интеграция служб здравоохранения и социальной защиты.
«Пожилой человек не должен оставаться один на один с проблемами, — подчеркнул Покровский. — Объединение медицинской и социальной помощи позволяет создавать комплексные программы поддержки, особенно для граждан с хроническими неинфекционными заболеваниями».
Такой подход обеспечивает комплексную помощь и снижает нагрузку на медицинские учреждения, а также способствует улучшению качества жизни пожилых граждан.
Московский опыт показывает, что общественное здоровье включает не только медицинские показатели, но и более широкий спектр социальных и экономических факторов, влияющих на благополучие населения. По словам директора Национального научного исследовательского института общественного здоровья им. Н. А. Семашко Александра Зудина, «общественное здоровье — это важнейший экономический и социальный ресурс страны, обусловленный множеством факторов, таких как условия жизни, питание и трудовая занятость населения». Такой взгляд расширяет рамки медицины и заставляет обратить внимание на необходимость улучшения условий жизни и экологической ситуации в стране и формирование более осознанного подхода населения к собственному здоровью.
Программа модификации рисков
Забота о собственном здоровье предполагает не только регулярное прохождение медосмотров и диспансеризации, но и, в первую очередь, модификацию образа жизни за счет снижения воздействия на здоровье рисков, связанных с образом жизни.
«А главные риски заложены в наших собственных привычках, таких как неправильное питание, отсутствие физической активности или табакокурение», — отметил директор Ассоциации медицинских специалистов по модификации рисков Александр Розанов. Чтобы снизить негативное влияние поведенческих факторов риска, по его мнению, необходимо внедрять программы и инициативы, которые помогут гражданам осознанно изменить своё поведение.
«Для того, чтобы не доводить свое здоровье до тяжелого состояния и необходимости проведения сложных операций, важно вести здоровый образ жизни, — рассказал Розанов. — Однако, что именно включает в себя ЗОЖ — понятно далеко не каждому. Нам нужно сделать так, чтобы правила здорового образа жизни был просты, доступны к восприятию и легко реализуемы на деле. И, самое главное, такие программы модификации рисков должны быть выгодны как государству, так и работодателю, врачу и самому пациенту».
По словам директора АМСМР, программа модификации рисков должна включать понятные и доступные меры, такие как контроль веса, артериального давления и уровня сахара и липидов в крови, а также отказ от вредных привычек.
«Вместо жестких запретительных мер, которые могут вызвать недовольство и сопротивление среди пациентов, следует сделать акцент на мотивации людей к долгосрочным изменениям в образе жизни, предоставляя им доступные и эффективные средства для снижения вреда и поддержания здоровья», — отметил Розанов.
Табакокурение как фактор развития хронических неинфекционных заболеваний
Например, одним из наиболее агрессивных факторов риска развития целого ряда хронических неинфекционных заболеваний является табакокурение. Согласно статистическим данным, в России курит порядка трети взрослого населения, хотя всем известно о колоссальном вреде этой привычки. Однако, как отметила Попович, по данным ВОЗ лишь 4% курильщиков способны отказаться от курения самостоятельно, без дополнительной помощи. С курильщиками, которые не мотивированы на отказ от курения, необходимо выстраивать более таргетную коммуникацию, направленную на снижение вреда от потребления табака.
«Важно переходить от запретительных мер к стратегии, основанной на модификации рисков, — подчеркнул Розанов. — Концепция модификации рисков и снижения вреда предполагает, что вместо жестких запретительных мер люди получают доступ к менее вредным альтернативам и научно обоснованным рекомендациям, которые позволяют снизить ущерб для здоровья».
Такой подход особенно важен для факторов, которые сложно полностью исключить из повседневной жизни — такие как, например, табакокурение или устоявшиеся пищевые привычки.
«Мало кто знает, какова нормальная доза поваренной соли в сутки, — продолжил директор АМСМР. — Более того, никто не будет это скрупулезно подсчитывать. Пациенту нужно давать простую установку, которую он в силах выполнить. Например, рекомендовать убрать солонку со стола. То же самое касается табакокурения: если пациент не может бросить курить немедленно, нужно проинформировать его о научно обоснованных возможностях перехода на менее вредные никотинсодержащие продукты».
Научные данные и доступ к информации о возможностях перехода на менее вредные альтернативы — особенно в сфере отказа от курения для совершеннолетних заядлых курильщиков — должны стать важнейшим элементом системы здравоохранения, считают эксперты. Так, для людей, которым трудно полностью отказаться от табакокурения, бездымные никотинсодержащие продукты с пониженным уровнем вреда могут стать важным шагом на пути формирования ответственного отношения к своему здоровью.
«Концепция снижения вреда не только смягчает негативные последствия для организма, но и мотивирует людей к более здоровому образу жизни, делая этот процесс более мягким и устойчивым в долгосрочной перспективе, — объяснил Розанов. — Важно, чтобы каждый мог принять осознанное решение, имея доступ к простым и понятным рекомендациям по улучшению образа жизни — будь то правильное питание, отказ от курения или повышение физической активности».
Применение модификации рисков в здравоохранении требует разработки комплексных, научно-обоснованных решений. Здесь на первый план выходит риск-ориентированное регулирование, при котором политика здравоохранения основывается на научных исследованиях и данных о различных факторах риска, значительно влияющих на продолжительность и качество жизни россиян.
«Такой подход позволит создавать эффективные рекомендации и механизмы поддержки, направленные на качественный сдвиг в здоровьесбережении населения», — считают эксперты конгресса.
Формирование доверительной среды
Основой для успешного внедрения программы модификации рисков и продвижения здорового образа жизни должно стать формирование доверительной среды, уверена Попович. Для эффективной работы в данном направлении важно установить открытый и честный диалог с населением, который позволит людям понять, что их здоровье — это невосполнимый ресурс, требующий бережного отношения.
«Нам нужно говорить с населением честно и открыто, — высказала мнение эксперт. — Люди должны понимать реальный масштаб проблем, связанных с нездоровым образом жизни и вредными поведенческими привычками».
Эффективное взаимодействие с обществом также требует гибкости и учета возрастных и индивидуальных особенностей. По мнению Попович, программы по профилактике здоровья должны быть таргетированы на разные поколения и учитывать их потребности, чтобы в полной мере отвечать запросам населения.
«Только так можно добиться реальных изменений в сознании людей и повысить их приверженность к здоровому образу жизни», — уверена она.
Для достижения амбициозных целей здравоохранения крайне важен комплексный подход, основанный не на запретах, а на гибких мерах регулирования, резюмируют эксперты конгресса.
«Кроме того, меры по улучшению здоровья населения должны поддерживаться всесторонне — государственными, частными и общественными организациями и другими заинтересованными сторонами, — подчеркнул Розанов. — Только так можно значительно снизить распространенность хронических неинфекционных заболеваний в стране и достичь уровня ожидаемой продолжительности жизни на уровне 80+».