К очередному представлению замораживают новую куклу
Как известно, кукольники свой театр могут делать из любого материала — дерево, ткань, бумага. Да все что угодно может стать предметом игры. Но чтобы куклы были изо льда — такого не припомню. А вот в Татарском театре кукол «Экият» в Казани на сцене два часа артисты работают с персонажем изо льда. С необычной куклой после просмотра спектакля познакомился обозреватель «МК».
Спектакль, где среди привычных нам марионеток и множества самых разнообразных предметов действует ледяная марионетка, называется «Авиатор». Серьезное произведение по роману Евгения Водолазкина год назад в «Экияте» поставил режиссер Ильгиз Зайниев. Он признается, что как прочел в 2016-м году роман, с тех пор вынашивал идею воплотить его средствами кукольного театра. Но ему было понятно, что герой романа — Иннокентий Платонов, оказавшийся между выбором — погибнуть в 30-х годах прошлого века в лагерях или в результате опасного научного эксперимента по замораживанию человека, должен принципиально отличаться от всех других кукол на сцене. И Ильгиз Зайниев нашел решение — его Иннокентий Платонов, который предпочел стать замороженным на много дет, будет …изо льда. Так родилась марионетка, которая два часа не покидает черную коробку сцены.
Сквозь прозрачный лед видна проволочная конструкция. Ледяным человечком управляет один артист в перчатках. По ходу действия, которое с каждой минутой, приобретает драматический и даже трагический характер, кукла очень медленно тает буквально глазах у зрителей. Могут даже отвалиться какие-токусочки и упасть на сцену — никто из артистов не придаст этому значения — такое истаивание соответствует содержанию произведения Евгения Водолазкина.
После спектакля, уже оказавшись на сцене, мне позволили рассмотреть ледяного Иннокентия Платонова. Рост его где-то 40 сантиметров, вес — 4 килограмма. Для каждого спектакля, как мне рассказали художник-постановщик Сергей Рябинин и актер Дилюс Хузяхметов, делают нового Платонова.
— Для этого у нас есть силиконовые формы, туда заливаем воду. Причем обычную, мы разную пробовали заливать — минеральную, дистиллированную, но в результате лучше всего себя показала именно обычная водопроводная, — объясняет мне Сергей Рябинин.
Затем воду морозят 12 часов — и кукла готова. Дилюс Хузяхметов, получив куклу, подгоняет ее под себя — может обточить немного, поправить металлические части, за которые и ведет куклу.
— А если на спектакле кукла разобьется — лед все-таки хрупкий, мало ли что может произойти на сцене, например, куклу случайно зацепили, ударили или она упала? — интересуюсь я.
— Мы к каждому спектаклю на всякий случай замораживаем две фигуры, но в спектакле работает одна. Другая, как говорится, на подхвате, — говорит Дилюс. Чувствуется, что он любит своего героя и то, что тот холодный, точнее ледяной, артиста не пугает, хотя резиновые перчатки не спасают от холода.
— Я поинтересовалась у известного специалиста по кукольному театру Нины Моновой, есть ли в нашей стране, в каком-нибудь театре, коих более двухсот, аналог такой куклы. Она подтвердила, что у нас нет, но в мире есть такие опыты. В частности, во Франции она знает актрису, работающую со льдом — у нее именно такой театр.
А у нас первый — и не удивительно, что спектакль «Авиатор» из Казанского театра «Экият» попал в шорт-лист национальной театральной премии «Золотая маска» сразу в нескольких номинациях.