Девятый класс — пожалуй, самый ответственный период в получении образования. И даже если сами подростки пока не задумались о выборе жизненного пути, часто их родителям уже хочется определённости. Многие находят её в колледже. Почему такой вид образования набирает популярность, разберёмся на примере частного Международного колледжа искусств и коммуникаций.
Учёба без погони за баллами
Будем откровенны: сегодня учёба в 10-11 классах сводится в основном к подготовке школьников к сдаче ЕГЭ. Это приводит к тому, что голова подростка забита исключительно переживаниями о баллах, которые ему необходимо набрать для поступления в хороший вуз. В такой погоне за оценками у молодых людей часто просто не хватает времени и сил на творчество, самореализацию и поиски себя. А ведь именно этого требует душа подростка.
На деле же для успешной сдачи важного экзамена школьники вынуждены провести два года в «марафоне» из подготовительных курсов, репетиторов, классных занятий и домашних заданий. И всё это — в условиях довольно строгих правил и шаблонности. В общем, о раскрытии талантов и учёбе с удовольствием говорить практически не приходится. Поэтому многие родители (а иногда и сами дети) делают выбор в пользу колледжа, где подросток сможет не просто узнать полезную информацию, а сделать реальный шаг в профессию.
«Нам кажется, что мы нашли решение проблемы, с которой сталкиваются многие школьники и родители, — говорит ректор МКИК Марина Владимировна Волынкина. — С одной стороны, в процессе учёбы наши студенты работают над реальными проектами, которые помогают им получить конкретные профессиональные навыки, проявить творческий потенциал и заниматься чем-то интересным. Они проходят практику и уже во время учёбы общаются с потенциальными работодателями.
Уже с первых курсов программа колледжа включает профессиональные дисциплины, а все общеобразовательные предметы подаются с обязательным уклоном в профессию. Это позволяет студентам с первого дня погрузиться в выбранную специальность.
С другой стороны, наши выпускники, как правило, не испытывают сложности при поступлении в вузы после колледжа. И хотя мы не готовим студентов к поступлению специально, знаний, полученных в процессе учёбы, достаточно для того, чтобы они могли на высоком уровне конкурировать с другими абитуриентами высших учебных заведений».
Колледж — для учеников
В Международном колледже искусств и коммуникаций действует принцип «образовательное пространство — для студентов». Это значит, что весь учебный процесс выстроен с учётом интересов и запросов современных подростков. Преподаватели и студенты относятся друг к другу со взаимным уважением. И, как показывает практика, именно такая обстановка позволяет, с одной стороны, молодым людям чувствовать себя комфортно, а с другой стороны, создать условия для действительно продуктивной работы.
Показательно: сами первокурсники часто говорят о том, что счастливы учиться в колледже. При поступлении они даже не могли представить, насколько их ожидания совпадут с реальностью. Особенно молодые люди отмечают, насколько ценно для них ощущение к себе уважительного отношения.
В колледже действительно прислушиваются к студентам и способствуют их самореализации. Здесь разговаривают с подрастающим поколением на «языке любви». И это не просто красивая метафора, а философия МКИК: слушать и слышать молодых людей, передавать им знания через выстраивание эффективной коммуникации, построенной на понимании.
Студенческий путь в колледже начинается с собеседования. При личном общении специалисты учебного заведения оценивают, готов ли сам абитуриент к учебной нагрузке, ответственности, самостоятельной и командной работе.
«Для нас важно понять, насколько будущий студент замотивирован для активного участия в образовательном процессе, — продолжает Марина Владимировна. — Мы стремимся создать наиболее комфортные, “мягкие” условия для перехода подростка от школьной жизни к студенческой. И всё же успех адаптации и самого обучения всегда зависит от готовности продуктивно работать обеих сторон».
Серьёзный и достаточно строгий подход к отбору абитуриентов во МКИК помогает создать уникальное студенческое сообщество. Здесь учатся молодые люди, которые хотят развиваться в выбранном направлении, ответственно подходят к своему поведению, готовы сохранять атмосферу учебного заведения.
Студенты регулярно проходят опросы, встречаются с деканами и заместителями деканов своих факультетов, с ректором МКИК. На таких встречах они имеют возможность дать обратную связь касательно учёбы: оценить полезность конкретных дисциплин в программе, отметить качество работы преподавателей и поделиться своими идеями по улучшению образовательного процесса.
Такой комплексный подход позволяет сформировать комфортный психологический настрой. Для подростков в их «переходном» возрасте это особенно важно. Тем более, учиться становится гораздо интереснее и даже несколько проще, если преподаватели доброжелательны, сокурсники вдохновляют своим желанием развиваться вместе, а в уставе учебного заведения нет огромного количества ограничений, связанных, например, с внешним видом.
Ориентированность на рынок труда
Частное образование имеет интересное преимущество — оперативность в принятии решений, возможность быстро реагировать на изменения.
При составлении учебных планов команда МКИК ориентируется на запросы современного рынка труда. Регулярно в колледже проходят мастер-классы приглашённых специалистов. Для студентов это отличная возможность получить знания от экспертов-практиков, а для деканов и преподавателей — держать руку на пульсе, понимать, как развиваются индустрии, наличие каких знаний и навыков ожидают увидеть работодатели в выпускниках.
Особенно ценно, что многие специалисты (в том числе и руководители компаний) нередко берут студентов МКИК к себе на практику, а после выпуска — предлагают трудоустройство. За годы работы у колледжа сформировался целый пул партнёров, которые высоко оценивают подготовку специалистов здесь с удовольствием и приглашают выпускников на работу.
Взаимодействие с родителями
Студенты колледжа — молодые люди, которые ещё вчера были школьниками. А значит, пока по-прежнему важно, чтобы родители принимали участие в их образовательном процессе, проявляли интерес к студенческой жизни своих детей, радовались успехам и помогали преодолевать сложности.
Поэтому во МКИК принято знакомиться не только с абитуриентами, но и с их родителями. Благодаря таким встречам преподаватели могут лучше узнать своих будущих студентов, чтобы впоследствии подобрать к каждому индивидуальный подход. А ещё — узнают об ожиданиях родителей от обучения детей.
«Если у студента в процессе учёбы возникают проблемы, то мы выстраиваем конструктивный диалог как с самим ребёнком, так и с его родителями, — поясняет Марина Владимировна. — На наш взгляд, справляться со сложностями можно и нужно совместными усилиями, используя комплексный подход. Поэтому нам важно ещё до зачисления абитуриента понимать, готовы ли родители включаться в процесс обучения».
Студентам некогда скучать: занятия, проекты и активности
Главное в процессе учёбы, конечно, — сами учебные занятия. Во МКИК они проходят в современных аудиториях, ежегодно обновляемых компьютерных классах и специально оснащенных под конкретные дисциплины лабораториях. Поэтому учёба не сводится к обычным лекциям или семинарам, а представляет собой непрерывный творческий процесс, требующий активности и вовлечённости. Это очень нравится подросткам, которые в силу своего возраста не любят «сидеть на месте».
В колледже стремятся сохранить и развить ту любознательность, которая присуща каждому ребёнку с рождения. Задача педагогов — не просто дать студентам определённые знания и помочь развить профессиональные навыки, но и вдохновить молодых людей на эксперименты, поиск себя, участие в разных проектах для всестороннего проявления потенциала.
В общем, скучать студентам некогда. В программе совмещены общеобразовательные и профессиональные дисциплины, а во «внеурочное» время действует много творческих, культурных и волонтёрских активностей. Уже с первого курса, участвуя в студенческой жизни, ребята начинают формировать своё портфолио, завершая каждый год защитой проектов. И к моменту выпуска в копилке каждого учащегося оказывается до 10 кейсов, наличие которых очень ценят работодатели.
Одна из особенностей МКИК — постоянное взаимодействие факультетов. Студенты всех направлений участвуют в междисциплинарных проектах. Так ребята учатся работать в команде, взаимодействовать с коллегами из смежных профессий, помогать друг другу в решении задач, генерировать новые идеи.
Вместе студенты занимаются созданием книг и каталогов, участвуют в праздниках, ставят спектакли на китайском, корейском и английском языках, проводят масштабный международный фестиваль современного искусства, ежегодно собирающий более тысячи гостей. В учебном заведении есть собственная галерея, где регулярно можно увидеть как работы будущих дизайнеров и фотографов, так и известных авторов. Многие работы для таких выставок ребята создают в коллаборации — учащиеся разных специальностей под наставничеством опытных художников экспериментируют в действующих на базе колледжа мастерских.
На последних курсах студенты проходят тренинги по подготовке к трудоустройству. Они учатся правильно вести себя на собеседованиях, составлять резюме, писать качественные сопроводительные письма и оформляют портфолио в таком виде, какой принят именно в их отрасли.
На выпуске — самостоятельные специалисты
Важно понимать, что облегчённых образовательных программ в колледже нет, учиться во МКИК сложно и поступить — нелегко. Однако это даёт свои плоды: за время учёбы ребята становятся более ответственными, самостоятельными, способными рассуждать и отстаивать собственную позицию, подкрепляя её своей компетентностью.
Поэтому к моменту выпуска из МКИК перед молодыми людьми открывается много разных дверей. Выпускники имеют все возможности для того, чтобы продолжить образование по выбранной специальности в высшем учебном заведении или же сразу начать работать по профессии. Выбор остаётся за ними — у самых активных и замотивированных получается даже совместить и то, и другое.
На правах рекламы
АНО ПО «Международный колледж искусств и коммуникаций»