Актер Марк Эйдельштейн
Фото: REUTERS.
Комедия про разнузданную русскую пьянь и эскортниц в Америке «Анора» получила Золотую пальмовую ветвь в Каннах. Для нас эта новость была бы будничной и бессмысленной, если б не состав актеров проекта. В картину на роли и мрачных, и прожигающих жизнь граждан РФ утвердили как обычно Алексея Серебрякова (см. сериал «МакМафия»: тоже олигарх, тоже злой), Дарью Екамасову (за нарочито русское лицо попадала в американский сериал «Американцы» и норвежский «Оккупированные», так что в «Аноре» выступила в аналогичном амплуа), а еще Юрия Борисова и Марка Эйдельштейна — оба блеснули в свежем фильме «Сто лет тому вперед», ремейке советского телехита «Гостья из будущего», один другого и затащил в трафаретную «Анору», рекомендовав режиссеру Шону Бейкеру. И если про Екамасову, Серебрякова и Борисова знают уже все, то Эйдельштейн широкой публике еще так хорошо не знаком. «КП» заполняет лакуны краткой справкой.
Фото: кадр из фильма..
Универсальный подросток на ближайшие пять лет
Он пришел на смену Глебу Калюжному («Территория», «Вампиры средней полосы», «Красные браслеты»), который в 25 лет, наконец, постепенно перестает играть школьников. Кстати, еще в 7 классе Марк Эйдельштейн пробовался в сериал «Улица», где в итоге сыграл Калюжный, но роли так и не получил.
К псевдоисторику и иноагенту Тамаре Эйдельман* 22-летний актер, к счастью, никакого отношения не имеет. Как и к продюсеру Марку Рудинштейну. Звезда «Аноры» — генетически театральный человек. Бабушка Марка — режиссер народного театра, дед — музыкант. Парень вырос в Нижнем Новгороде в семье педагога по сценической речи Олеси Эйдельштейн. Однако в театральный вуз Марка никто не тянул. Подрабатывал аниматором Петрушкой в грузинском ресторане, ходил в музыкальную школу имени Виллуана по классу фортепиано и скрипки.
— Я играл на скрипке пять лет, а потом разбил ее, потому что надоело, так как музыкалка была не совсем моим желанием, а моих родителей, — признал артист, по сути сыграв себя в сериале «Смычок».
Фото: кадр из фильма.
Марк был не очень хорошим учеником, его не раз отчисляли, школу окончил экстерном, зато успешно участвовал в конкурсах чтецов (с такой мамой даже неудивительно). В 2018 году вышел в финал конкурса «Живая классика» и был премирован поездкой в «Артек». Там его заметил декан актерского факультета ГИТИСа Тарас Белоусов и посоветовал обязательно поступать в театральный вуз. Эйдельштейн послушался и поступил Школу-студию МХАТ (мастерская Марии Брусникиной и Сергея Щедрина), прочитав монолог девственника из романа «Над пропастью во ржи».
— Я так и клеил девчонок: стихами, — не стесняется милого мошенничества актер. — Я не очень крепкого телосложения и целовался так себе.
В 2022 году он дебютировал на Новой сцене МХТ им. Чехова, сыграв в спектакле Аллы Сигаловой «Страсти…Вопросы…» Иисуса Христа. Больше в театре не появляется.
Ну и «ню»
Большие уши, вытянутое лицо и худощавую фигуру Марк обратил в козыри, пойдя туда, где ценят все самое нестандартное — в модели. Сначала он снимался для нижегородского бренда одежды «Родина», а потом до Эйдельштейна добрался и Гоша Рубчинский — московский дизайнер, которые теперь сотрудничает с Канье Уэстом — одним из самых богатых рэперов США. После ряда удачный сессий модельные агентства приглашали старшеклассника на работу в Японию, Италию и Китай. Но он предпочел поступать в театральный институт в Камергерском.
Фото: социальные сети.
Главный внутренний вопрос каждого артиста «Чем удивлять будем?!» Марк всегда воспринимал с максимальным тщанием. Еще в школе на конкурсах он читал монопьесу мальчика из дурдома («А вот было бы у меня ружье, как у Курта Кобейна, я бы застрелился»), до сих пор верит в эффект бабочки, не понимает выражения «плотный график», мечтает слетать на Чукотку и однажды влюбился в нарисованную нейросетью девочку.
На Каннском кинофестивале.
Фото: REUTERS.
Еще трепетнее Эйдельштейн относится к тому, как выглядит. У него есть стилисты, которые помогали в том числе подбирать образ для Каннского кинофестиваля (рубашка ODOR, спортивные штаны): «В красивой одежде я чувствую себя еще красивее». Однако в особых случаях Марк готов и раскрепоститься (не зря так любит супероткровенного Гаспара Ноэ) навстречу искусству — модельное прошлое в помощь. В частности, режиссер «Аноры» Шон Бейкер признался, что был удивлен получить от Эйдельштейна… голые двухчасовые пробы. В них молодой артист предстал без одежды, но с вейпом, отвернувшись от камеры.
— Это была всего лишь маленькая задница, но я подумал: «Как мы можем не отдать ему роль?», — объяснил режиссер.
В постели с Ивлеевой
Фото: кадр из фильма
Сейчас Марк активно снимается, но в его послужном списке всего десяток работ. Самыми яркими стали «Праведник» и «Сто лет тому вперед», самыми интересными и нестандартными — «Надо снимать фильмы о любви» Романа Михайлова, «Фарма» и «Страна Саша», которую показали на Берлинском кинофестивале.
Фото: кадр из фильма.
Поцелуев в кадре Марк боялся, но теперь чуть ли не в каждом проекте краш-персонаж Эйдельштейна робко, но безотказно сближается с женщиной. В распиаренном и скандальном сериале «Монастырь», благодаря которому аудитория разглядела Настю Ивлееву без одежды, Марк сыграл беспокойного послушника Юру, влюбившегося в распутную девку Машу (Настя Ивлеева), которая пытается встать на путь исправления в монастыре. Откровенные сцены с Эйдельштейном блогерша запомнила надолго.
Фото: кадр из фильма..
— Все было как-то особенно: красиво, тепло, романтично и значимо! — делилась Ивлеева. — Помню, как мы с Марком пытались запомнить каждую секунду этой сцены… Она, кстати, была одной из последних, поэтому и стала автоматом особенной.
Дошло до того, что совместные фото Насти и Марка породили кучу слухов о романе пары. Даже бывший муж Ивлеевой, рэпер Элджей, отмечал в комментариях, что девушка выглядит слишком счастливой. «Мне кажется, уже [влюбилась]», — писал он.
Фото: социальные сети.
— Ну, допустим, — игриво отвечала Настя, публикуя новое фото с Эйдельштейном.
«В одну телегу впрячь не можно коня и трепетную лань»
Фото: кадр из фильма..
За схожую шевелюру и длинный нос был прозван «русским Тимоти Шаламе» (лицо Chanel и звезда «Дюны»), хотя при смене прически, очевидно, больше напоминал бы звезду «Оттепели» Анну Чиповскую. Тем не менее, не отрицающий сходство Марк скромно признавался, что французскому коллеге из «Дюны» при личной встрече рекомендовал бы подстричься. Ну, видимо, чтоб их в Голливуде так часто не путали.
Фото: кадр из фильма..
Два коронных приема Марка — «стеснительный и нежный романтик»: томный мечтательный взгляд с поворотом или наклоном головы под 45 градусов и «ожившая травма» — застывший испуг трепетной затравленной лани (рот едва приоткрыт, в глазах бесконечный страх — Коля Герасимов, собственно, два с лишним часа ехал на этом коньке).
Примерно так артист выглядит на всех афишах и фотосессиях, примерно такие планы очень любят операторы и режиссеры, которые работают с ним. Пока что не было ни одного проекта, где артист мог бы проявить себя за рамками двух этих шаблонов, безусловно, убедительных — ведь Эйдельштейн сменил три школы в Нижнем, в каждой из которых его «гасили и ущемляли». Но ему всего 22 года, все еще впереди. Кроме того, что Марк увлекается рэпом (как и Коля Герасимов в его исполнении), пишет музыку к сериалам («Фарма»), организовывает фестивали в родном Нижнем и пробует делать сценарии, скоро должен выйти фильм про детдомовцев «Наступит лето», где Эйдельштейн сыграл, как считает, «абсолютное зло». Впереди у актера съемки в «Буратино» Федора Бондарчука в образе пуделя Артемона — там Марк наверняка будет смотреться предсказуемо отстраненно и печально.
Эйдельштейн в роли Перельмана
Фото: кадр из фильма.
А сейчас Эйдельштейн завершает работу в байопике «Витринный экземпляр», где играет юного Григория Перельмана — гения математики из Ленинграда и тоже весьма необычного персонажа.
*Тамара Эйдельман признана лицом, исполняющим функции иностранного агента