60 лет тому назад, 16 ноября 1964 года, в Москве прошел пленум ЦК КПСС, призванный подвести итоги отставки Никиты Хрущева. За месяц до этого «автор оттепели» был отстранен от власти по обвинению в «субъективизме» и «волюнтаризме». Первым секретарем ЦК КПСС был избран Леонид Брежнев. После этого встал вопрос об отмене хрущевских «реформ».
Направления, по которым должна была происходить ревизия хрущевской политики, были намечены в докладе секретаря ЦК КПСС Дмитрия Полянского. Этот документ был представлен на Президиуме ЦК КПСС, который постановил снять Никиту Хрущева с поста первого секретаря ЦК КПСС.
«Доклад Полянского» был подготовлен при решающем участии секретаря ЦК КПСС Александра Николаевича Шелепина (1918–1994) и главы КГБ Владимира Ефимовича Семичастного (1924–2001). Оба являлись главными инициаторами отстранения Хрущева от власти. Одним из ключевых пунктов «доклада Полянского» являлось требование пересмотреть финансовую политику, в частности прекратить распродажу золотого запаса.
Формально золотой запас был передан под управление Министерства финансов СССР, а фактически – управляющего делами ЦК КПСС. При этом все операции с драгметаллами на внешних рынках продолжали осуществляться по линии КГБ СССР. Изменения претерпела и деятельность спецслужб.
Ранее их возможности по осуществлению неконтролируемых операций с ценностями ограничивались практикой периодических чисток, ротации кадров. При этом вакантные места нередко замещались по так называемому партийному призыву. На высокие посты в НКВД, МВД, МГБ выдвигались члены партии, ранее не работавшие в органах безопасности. Эту практику при Хрущеве расширили.
Одна деталь: при Сталине «партийный призыв» осуществлялся за счет рядовых членов партии – инженеров, военнослужащих, работников сельского хозяйства. Яркий пример – биография руководителя внешней разведки СССР в годы Великой Отечественной войны Павла Фитина (1907—1971). Он пришел в органы НКВД СССР по партнабору в разгар чистки 1938 года. До этого служил в РККА и работал на ответственных должностях в сфере сельскохозяйственной механизации. Вместе с ним в органы госбезопасности пришло 800 молодых коммунистов и комсомольцев, имевших за плечами опыт службы в армии и получивших высшее образование по техническим специальностям. При Хрущеве, напротив, была введена практика замещать должности в КГБ представителями партноменклатуры. Так, в 1967 году заместителем председателя КГБ по кадрам стал второй секретарь Днепропетровского обкома КПСС Виктор Чебриков. Тогда же начальником секретариата КГБ, а затем Первого главного управления (внешняя разведка) стал Владимир Крючков, ранее работавший завсектором отдела ЦК КПСС.
Также секретарь ЦК КПСС выступал за прекращение «экспериментов» в управлении промышленностью и сельским хозяйством. Он призывал изменить внешнюю политику – отказаться от линии на сближение с Западом и возобновить союз с Китаем. В этом отношении инициатор смещения Хрущева словно предугадал то, что делает современная Россия.
Остатся только пожалеть, что в 1960-х предложения Шелепина не были реализованы. Пленум ЦК КПСС, проходивший 16 ноября 1964 года, пересмотрел только одну «реформу» Хрущева – о разделении областных и краевых партийных организаций на промышленные и сельские. В дальнейшем хрущевская линия фактически была продолжена и в конечном итоге привела к разрушению СССР. Сам же Шелепин постепенно был отстранен от всех постов. Он потерпел поражение в борьбе с коррумпированной номенклатурой.
Нельзя не вспомнить и имена тех, кто сделал все для недопущения реализации шелепинских идей. Главным из них был секретарь ЦК КПСС Юрий Андропов (1914–1984).