Когда того же Мариса Лиепу серьезно спросил, сколько же на самом деле он собирается танцевать, говорят, Марис ответил: «Пока не умру на сцене». Умер Марис Лиепа в 52 года, и не на сцене, как мечтал. Скорее наоборот, от её отсутствия в последние годы своей жизни. Без сцены и Большого театра, этот артист себя не мыслил, и лишившись возможности выходить на нее, мучительно умирал.
Так кто же в балете дольше всех танцевал на сцене?
Вообще-то век танцовщиков на сцене до обидного короткий. Обычно артисты балета уходят на пенсию, через 20 лет работы в театре, в возрасте примерно в 38-40 лет. В Парижской Опере — в 42 года, хотя женщины там уходили на пенсию в 45 лет. Это предельный возраст, когда человек ещё может танцевать классику. Но в балете и сейчас выступают несколько артистов, которым на протяжении многих лет удается сохранять прекрасную форму, образность и отточенность своего танца. За примером не нужно далеко ходить — премьер Мариинского театра Евгений Иванченко, и премьер Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко Георгий Смилевски – ровесники, обоим 48. Обладательница приза «Божественная», прекрасная и ни на кого не похожая Диана Вишнева – на год их младше. Эти артисты и сегодня выходят на сцену, удивляя публику красотой и совершенством своей фактуры, а более всего глубиной и искренностью игры. Тем не менее история балета знает немало примеров и гораздо более длительного служения Терпсихоре.
Особенно отличились в примерах активного творческого долголетия женщины. Такие балерины как Марго Фонтейн, которую в Великобритании считают самой великой английской балериной XX столетия, танцевала до 60-и. Уже в 40 лет, она всё чаще начала задумываться об уходе со сцены, но в 42 встретила 23-летнего партнера Рудольфа Нуреева, который продлил ей танцевальную карьеру ещё почти на 20 лет.
В возрасте далеко за 70 лет, как исполнительница, выходила на сцену и одна из основоположниц танца модерн в США Марта Грем, танцовщица, которую журнал Time назвал танцовщицей века. Действительно, по её карьере вполне можно изучать историю XX столетия. Ведь пришла она в профессию в 1910-х годах, и активно работала как хореограф до самой смерти (1991 год), когда ей было уже 96.
У мужчин примеров сценического долголетия тоже много, но все же не столько, сколько у представительниц прекрасного пола. Так, например, Павел Гердт – премьер Мариинского театра во второй половине XIX века, вышел в партии принца Зигфрида на первом показе балета «Лебединое озеро» в Петербурге, в 1895 году, когда ему исполнился уже 51 год. Тремя годами ранее он стал первым Принцем (Коклюшем) в балете «Щелкунчик», а еще за два года до этого — первым Принцем Дезире в балете «Спящая красавица». Хотя тут следует иметь ввиду, что принцы XIX века такие сложные партии как сейчас не танцевали. Им полагалось в основном поддерживать балерин и мимировать. Мужские прыжковые вариации в те времена в балетах часто отсутствовали, а если и были, то вместо опытных и маститых «солистов его императорского величества» в них выходили их более молодые, и более «прыгучие» коллеги, фамилии которых тем не менее даже не указывали в программке.
Однако, ответ на вопрос, кто же дольше всех танцевал на сцене, думаю, знают все люди, кто сколько-нибудь серьёзно интересовался балетом. Потому что балерину, которую мы назовем главной в этом списке сценических долгожителей, известна всем. Это конечно Майя Михайловна Плисецкая.
«В средние века вас как ведьму сожгли бы на костре за такие танцы»
Она танцевала всю свою жизнь, и даже на концерте в родном для неё Большом театре, посвященном её 90-летнему юбилею, собиралась не только присутствовать, но и обязательно что-то исполнить. Но до юбилея, великая балерина не дожила всего нескольких месяцев. Она умерла после посещения футбольного матча (великая артистка всю жизнь была футбольной фанаткой, и даже открывала однажды чемпионат мира по футболу) в Мюнхене в возрасте 89 лет.
Невыразимо загадочной была её Одетта-Одиллия — наверное, главная партия Плисецкой в классическом репертуаре и в Большом театре, которую она танцевала более 800 раз. Но и она в последний раз вышла в этой партии в 1977 году в возрасте 52-х лет. В другой своей знаковой лебединой партии — «Умирающий лебедь» Майя Михайловна танцевала ещё дольше. Но настоящий её рекорд – это исполнение современной хореографии.
Балетом-долгожителем в её исполнении стало бежаровское «Болеро», которое она танцевала, когда ей было далеко за 80, словно мантру повторяя своими божественными певучими руками бежаровский «священный текст» и раскрывая его сакральный смысл.
Плисецкая — одна из самых харизматичных балерин, которые когда-либо видела балетная сцена. Забыть её танец невозможно. Вспоминаю, как на презентации своего альбома в Новой опере уже совсем немолодая балерина (было это лет 20 назад) танцевала бежаровское «Болеро» — она просто стояла на сцене и не делала практически ничего: только пассы руками, но впечатление производила абсолютно колдовское. Ты понимал, что перед тобой великая танцовщица.
Танец Майи — это всегда полыхающий огонь готовый вот-вот стать пожаром… Это азарт, агрессия, секс, а сама она фигура масштаба скорее эпохи Возрождения. Кстати, после исполнения именно этого балета, (причем разрешение показывать его советской публике давал лично генсек Л. И. Брежнев) академик Капица сказал Плисецкой: «В средние века вас бы сожгли на костре как ведьму за такие танцы»… И это она считала высшей похвалой.
Партия Мелодии в балете Мориса Бежара «Болеро» стала символом этой балерины, её портретом. А для финала вечера, на котором Плисецкая так и не присутствовала, того самого вечера в Большом театре, посвященного её 90-летнему юбилею, его режиссер Андрис Лиепа придумал ход, который иначе, как гениальным, не назовешь…На кроваво-красном столе во весь рост танцевала свое «Болеро» сама Майя Михайловна. При этом совсем не чувствовалось, что в этой композиции стол настоящий, а всё остальное — кинематографический эффект… Казалось, что гениальная балерина сошла к нам на этот стол с киноэкрана, чтоб станцевать перед своим зрителем в последний раз – такая от этого видеоизображения шла энергия и жизнь…
Слепая балерина. Феномен Алисии Алонсо
Главной конкуренткой Плисецкой по своему долголетию на сцене была Алисия Алонсо. Танцевала она на сцене, конечно, меньше Майи (её рекорд до сих пор не побит), а вот прожила больше. Алисия Алонсо умерла четыре года назад в возрасте 98 лет, до последнего дня своей жизни возглавляя созданную ей труппу – известный во всем мире Кубинский национальный балет. Да и одну из самых знаковых партий Плисецкой — партию в балете «Кармен-сюита», Алисия Алонсо начала репетировать даже раньше Майи Михайловны, а станцевала сразу вслед за ней. Никого к этой роли в своей кубинском труппе не подпуская, почти единолично (редкие исключения тут не в счёт) танцуя её до старости.
Для многих тысяч людей во всем мире эта балетная долгожительница такой же символ Острова свободы, что и вождь кубинской революции Фидель Кастро. В 90 лет она все еще делала на оборудованном дома балетном станке тренаж, а своим лицом, прекрасным и в старости, удивляла видавших многих голливудских звезд — ни единой морщинки! В чем же секрет ее молодости и долголетия? «Иметь рядом людей, которые смотрят на тебя такими замечательными глазами», — ответила на мой вопрос эта замечательная балерина, когда была в Москве в 2011 году на гастролях с кубинским балетом.
В 19 лет Алисия Алонсо частично потеряла зрение. И с каждым годом ситуация всё более ухудшалась. Ни врачи, ни операции не помогали. Большую часть своей жизни она не видела совсем. Но это обстоятельство никогда не мешало ей, причем на протяжении целых десятилетий, ни танцевать, ни цепко держать кубинский балет под своим неусыпным руководством.
Алонсо выработала на сцене собственную систему знаков и сигналов, которая позволяла ей уверенно чувствовать себя на сцене. «Она различала свет, поэтому по рампе и в кулисах были установлены лампочки, помогавшие ей ориентироваться. У неё выработалась привычка, скользя, чуть пропуская вперед себя ногу, как будто нащупывать опору для нового шага. Эта характерная деталь передвижения по сцене не только придавала ей какой-то неуловимый шарм, но и стала предметом для подражания» — свидетельствует в своей мемуарной книге «Жизнь в балете» её многолетний партнёр, родной брат Майи Плисецкой и педагог труппы Бежара в Лозанне Азарий Плисецкий.
Особую роль в развитии балета на Кубе, создательницей которого донья Алисия и являлась, сыграл личный друг легендарной примы Фидель Кастро. «Фидель быстро сообразил, что балет — хорошая витрина страны. Именно Кастро дал Алисии чек на двести тысяч долларов, чтобы после революции та смогла собрать достойную труппу» — пишет Азарий Плисецкий.
Двести тысяч были потрачены явно не зря. Основанный в Гаване в 1948 году тогда еще звездой «Американского балетного театра» и «Русского балета Монте-Карло», «Балет Алисии Алонсо» после революции становится государственным и дает начало известной теперь во всем мире кубинской школе.
Спартак XX века Владимир Васильев в свой 80-летний юбилей раскрыл на сцене трагедию «маленького человека»
Легенда отечественного и мирового балета Владимир Васильев и в 83 не только продолжает осуществлять постановки своих спектаклей, но и танцевать в них. И в истории мировой хореографии этот танцовщик не только храбрый, мужественный и брутальный Спартак, увидев танец которого по телевизору, тысячи мальчишек во всем мире решали учится балету. Но и Петр Леонтьевич в балете «Анюта» — роль, которую танцовщик исполняет с самого момента создания балета в 1982 году. Тогда еще это был теле-балет, а в двухактный, спектакль превратился четыре года спустя.
Я сам был свидетелем того, как Владимир Викторович исполнял в этом спектакле роль Петра Леонтьевича — отца Анюты. И когда три года назад, в год своего 80-летия, великий танцовщик XX века возвращал балет «Анюта» в репертуар Пермского театра оперы и балета им. Чайковского.
Масштабность и мужественность создаваемых образов — такие черты обычно называют, когда говорят о творчестве молодого Владимира Васильева как актера и танцовщика. В противоположность этому, в роли Петра Леонтьевича герой зрелого Васильева обретает ранимость и почти чаплинские черты. Свойственная творчеству Чехова и Чаплина трагедия маленького человека раскрывается у Владимира Викторовича именно в этом образе и звучит в балете с такой силой, что эта роль и эта тема становятся доминирующей в пермском спектакле.
А создавал партию Анюты Владимир Викторович специально для своей супруги, Екатерины Максимовой. Дуэт «Кати и Володи», Владимира Васильева и Екатерины Максимовой, историки называют «дуэтом века», лучшим дуэтом XX столетия.
— Я люблю эту партию в балете «Анюта» — она отличается от всех других в балете, находится как бы в контрапункте с ними — рассказывал мне после премьеры Владимир Викторович. — Все другие много танцуют, а у Петра Леонтьевича вроде бы и хореографии особой нет, и, кажется, ну что там делать. А оказалось, что это-то, и сложно. Последний раз я выходил на сцену в этой партии в 2008 году на фестивале, посвященном 50-летию нашей с Катей (Максимовой — П.Я.) творческой деятельности и оказавшимся последним в ее жизни. Через полгода ее не стало. А спустя еще два месяца я вышел на сцену на премьере «Анюты» в Красноярске и посвятил ее памяти Кати.
Это был тяжелый момент, ведь спектакль начинается с похорон жены Петра Леонтьевича. Я помню, что в зале люди тогда плакали. А в Перми, где Катя была столько лет председателем жюри конкурса «Арабеск», после ее ухода получившем ее имя, спектакль, поставленный для нее, как нельзя лучше подходил для открытия. Организаторы попросили меня выйти на сцену и «сделать подарок Перми». Конечно, я очень волновался. Я всегда волновался перед выходом на сцену — это нормально для артиста. А с возрастом волнение становится еще больше. Некоторые чисто танцевальные мизансцены именно для меня пришлось поменять. Но Петр Леонтьевич подходит возрасту — в этой партии нельзя суетиться.
Фарух Рузиматов: «Единицы могут танцевать классику, пересекая 40-летний рубеж»
В ушедшем году этому танцовщику 26 июня исполнилось 60, а останавливаться он, похоже, не собирается. Последняя мировая премьера Фаруха Рузиматова, состоялась не так давно, в июне этого года. В балете «Король танцует» он вышел в образе самого Короля-Солнца Людовика XIV. Автора постановки на музыку эпохи французского Барокко вдохновил одноимённый фильм о взаимоотношениях короля и двух его придворных — композитора Люлли и драматурга Мольера.
Когда по приглашению Михаила Мессерера я в разные года бывал в Михайловском театре на утреннем классе этого замечательного педагога, то всегда без исключения видел Фаруха Рузиматова, занимающегося у станка рядом с молодыми артистами, и это неизменно производило очень сильное впечатление. Он занимался сосредоточенно, в полную силу, ни в чем не уступая своим юным коллегам, а в грации и выразительности жеста превосходя многих из них. Тогда ему было далеко за 50.
«Для меня танец — это то, без чего я себя не мыслю. В то же время это тяжёлый, изнурительный труд, но труд сладкий», – говорит о себе Фарух Рузиматов.
Он родился в Ташкенте, где в то время жили его родители, уроженцы Ленинабадской области Таджикской ССР. В 1973 году в десятилетнем возрасте поступил в Вагановское училище. Тогда будущей звезде мирового балета очень повезло — набирали детей для обучения балету со всех союзных республик. Выучившись, они должны были вернуться. Но Фаруху повезло опять, и он остался там, где всегда и мечтал быть — в Кировском (ныне Мариинский) театре.
В список небожителей танцовщик Фарух Рузиматов включен по праву. Без преувеличения его тоже можно назвать легендой балета XX века Он обладатель множества международных театральных премий и наград. Был премьером не только Мариинского театра, но и сотрудничал с главной американской классической компанией American Ballet Theatre. Исполнял ведущие партии практически во всех балетах классического репертуара, и почти во всех из них поражал воображение и восхищал своих современников.
— Для меня классика всегда являлась и является высшим проявлением хореографии. Я с удовольствием танцевал классику. Танцевал максимально, сколько мог, пока позволяли физические возможности. Со временем у любого артиста репертуар постепенно отсекается. Наверное, единицы могут танцевать классику, пересекая 40-летний рубеж, – рассказывал Фарух Рузиматов.
Но главные роли Рузиматова, которые врезались в память видевшим их навсегда, это партии в балетах гения XX века Мориса Бежара. Когда легендарная брюссельская компания «Балет XX века» приезжала на гастроли в Ленинград в 1987 году, именно Рузиматова выбрал Бежар из балетной труппы Кировского театра, как исполнителя своих балетов. В номерах «Гелиогабал» и «Революция», которые запечатлело советское и французское телевидение в совместном фильме «Гран-па в белую ночь», посвященном этим гастролям, Рузиматов был без преувеличения гениален, а номера из балетов Бежара «Бхакти» и «Адажиетто» на музыку Малера на долгие годы вошли в репертуар танцовщика и стали любимейшими как у него самого, так и его зрителей.
Рекорд сценического долголетия среди мужчин в классике
Но всё же, как это и можно было ожидать, обратившись к истории — только Рудольф Нуреев ухитрился поставить рекорд сценического долголетия среди мужчин в классическом танце. Он станцевал старинный балет «Сильфида» в своем родном Кировском театре, когда ему уже исполнился 51 год (Михаил Барышников, как и некоторые другие артисты, как танцовщик, выходил на сцену и в намного более солидном возрасте, но при этом танцевали не классику, а современную хореографию). Балетные травмы, болезнь и возраст помешали великому танцовщику танцевать так, как он танцевал в расцвете карьеры, тем не менее, его возвращение из эмиграции на родину и спектакль в альма-матер стали событием, которое попало на первые полосы всех мировых газет.
А танцевать классику, когда тебе за 50, запредельно сложно… Почти невозможно… Тем более танцевать такую трудоемкую партию, построенную на сплошных прыжках и заносках, как партия Джеймса в балете датского хореографа Августа Бурнонвиля, которую выбрал Нуреев, чтобы станцевать на сцене, где его не видели 28 лет. В основном, если танцовщики и рискуют выходить на сцену в возрасте 50+, то танцуют всё же современную хореографию, уже давно оставив классику за бортом. И примеры этого я приводил выше. Но Нуреев выдержал и это испытание.
О том, что он будет танцевать до тех пор, пока публика покупает на него билеты, что готов выезжать на сцену даже в инвалидной коляске, Рудольф Нуреев заявлял неоднократно, но прожил лишь на два года дольше Мариса Лиепы. Он умер в канун православного Рождества в возрасте 54 лет. На свои последние поклоны за три месяца до смерти на сцену Парижской Оперы его вывели под руки. Конечно он не танцевал. Это произошло после премьеры его последнего балета «Баядерка», который он поставил в Гранд Опера в 1992 году. Туда его привозили на коляске, и он проводил репетиции лежа на диване.
Увидев, как гениального танцовщика выводят на сцену под руки, поддерживая с обеих сторон, его любимые ученики — этуали Изабель Герен и Лоран Илер, зрители замерли и зал погрузился в мертвую тишину. Публика просто не поверила своим глазам, и только потом, опомнившись, взорвалась громоподобной овацией. Зрители плакали, крича «браво» и «прощай». Все понимали, что великий танцовщик XX века, вышел к ним в последний раз в своей жизни. Занавес упал и поднялся снова. Рудольф восседал на троне раджи, когда министр культуры Франции Жак Ланг повесил ему на шею знак Командора ордена Почетного легиона…