24.10.2020

Краткая история музыки: почему нам нравятся эти звуки


Поиск оптимального музыкального звукоряда в чем-то схож с историей поиска идеального календаря. В обоих случаях человечеству приходилось искать компромисс между данностью природы и удобством использования. И ни одного шага на этом пути не было сделано напрасно.

В самом наглядном виде привычный нам звукоряд представлен в клавиатуре фортепиано. В каждой октаве семь белых клавиш и пять черных — всего 12 нот. А почему их именно 12, а не 13 или 6? И почему, если прислушаться, можно заметить, что квинты и кварты, взятые на рояле, звучат с явными биениями (пульсацией громкости), а терции и сексты — вообще диссонансно, неблагозвучно?

Для того чтобы найти ответ на эти вопросы, придется обратиться для начала к самым азам восприятия звуков человеческим ухом. Человек слышит звуки от 30 Гц до 15−20 кГц. Музыкальные звуки, которые можно напеть, находятся в диапазоне 30 Гц — 5кГц. Вот этот-то непрерывный диапазон частот мы разбиваем, дробим на дискретные интервалы, создаем ноты. А может быть, и вообще не нужно никак разбивать, просто брать любые звуки в диапазоне 30−5000 Гц — вот тебе и музыка? И такой подход очень даже правомочен, он применяется музыкантами и композиторами, особенно современными.


Музыка
Прежде чем прийти к равномерно темперированному звукоряду, человечеству пришлось миновать несколько этапов.

Однако уже тысячи лет назад выяснили, что есть благозвучные (консонансные) и неблагозвучные (диссонансные) сочетания звуков: это является свойством нашей слуховой системы. Если нам нравятся какие-то сочетания двух звуков, интервалы, то мы можем придумать и зафиксировать много звуков, сочетания которых будет нам нравиться, то есть создать звукоряд, музыкальный строй. Забегая вперед, можно сказать, что музыкальных строев было создано немало, но древним первопроходцам теории музыки, не знавшим еще ни физики, ни математики, для построения первого звукоряда потребовалась самая что ни на есть зримая, природная основа.


Древние звукоряды
Древние звукоряды (практически идентичные древнекитайский строй Люй-Люй и пифагорейский строй) основывались на первых четырех гармониках струны или столба воздуха во флейте, хотя в древности учения о гармониках еще не было. В дальнейшем европейцы использовали и пятую, и шестую, и более старшие гармоники. Но и такие строи не подходили идеально для европейского многоголосья.

Голоса струны

Такую природную основу дали первые музыкальные инструменты: примитивные флейты, сделанные из тростника, и натянутая струна, которая, возможно, была изначально тетивой лука. Каждый, кто хоть немного знаком с физикой, знает, что колеблющаяся струна совершает также так называемые гармонические колебания — самостоятельные колебания равных долей струны. При этом она издает не только свой основной тон, но и так называемые обертоны. Половина струны колеблется с вдвое более высокой частотой (и, значит, издает звук в два раза выше основного тона). Колебания одной трети струны имеют частоту в три раза больше основной, одной четвертой — в четыре и т. д.


Совсем другая музыка

Начиная с Иоганна Себастьяна Баха с его «Хорошо темперированным клавиром» полифония и современная музыкальная гармония завоевала весь современный музыкальный мир.
В 12-нотном равномерно темперированном строе написаны великие произведения Шопена, Шуберта, Шенберга, Шостаковича, Шнитке и других. Это замечательная музыка. Нужно лишь всегда помнить, что есть и другая, не менее замечательная музыка, например раги Рави Шанкара, познакомившего Запад с индийской музыкой, горловое и обертонное пение тибетских монахов, византийская музыка монахов из Афона, японская музыка Гагаку, арабская традиционная музыка, современная микротоновая музыка, блюз и много, много других видов музыки. Во всех этих музыкальных традициях присутствует свой особый строй. Существуют также специальные инструменты, позволяющие извлекать ноты, находящиеся за пределами хроматического (12-нотного звукоряда). Это и клавишные инструменты, где в октаве может быть до 53 клавиш, и гитары с подвижными или фигурными порожками ладов. Существует также так называемая атональная музыка. Ее специфика не имеет прямого отношения к музыкальным строям. Просто в ней не используются понятия «тоники», «субдоминанты» и «доминанты» — основы современной музыкальной гармонии.

Звуки всех устойчивых обертонов, гармоник свободно звучащей струны — в прямом и переносном смысле — гармонично сочетаются. Гармоники струны образуют самые совершенные консонансы, самые благозвучно сочетающиеся пары звуков, музыкальные интервалы. Вторая и первая гармоника (колебания целой струны и ее половины) относятся друг к другу по частоте как 2/1, что соответствует музыкальному интервалу «октава». Эти звуки настолько хорошо сочетаются друг с другом, что в европейской практике им дали даже одинаковые названия, например «До первой октавы» — «До второй октавы». Но мы помним: это разные звуки с разной частотой. Следующим консонансным интервалом будет тот, что образуется между третьей и второй гармониками, которые имеют отношение частот 3/2. Это квинта, основа основ музыки — в современном европейском звукоряде это интервал, скажем, между «до» и «соль». Следующий интервал — кварта, сочетание четвертой и третьей гармоник, отношение частот 4/3. Это соответствует примерно интервалу «до-фа». И т. д.


Микротоновые инструменты
Древнейшие звукоряды появились в незапамятные времена в Индии. Несмотря на различия, все они включают в себя и опираются на абсолютно чистые интервалы — квинты и кварты с соотношением частот 3/2 и 4/3 (см. таблицу далее). На фото — современные «микротоновые инструменты».

Звукоряд, который построен только на интервалах, основанных на отношениях частот гармоник, называется «натуральным», и в чистом виде он не используется в наше время нигде. В древние времена не было учения о гармонических колебаниях. Но интуитивно, эмпирически в античные времена и Средние века музыкальные математики для создания строев использовали младшие, а потом и старшие гармоники струны.

22 ноты и бамбуковые флейты

Вероятно, самым древним из известных нам сейчас звукорядов является индийский. Время его создания теряется где-то в тысячелетиях до нашей эры. Первые упоминания о традиционных индийских музыкальных инструментах «вина» встречаются еще в «Рамаяне» и «Махабхарате». Индийцы на основе первых семи нечетных гармоник свободно звучащей струны получили основу своего звукоряда, строй нот Свара. Каким бы экзотичным нам ни представлялось сейчас звучание индийской музыки, она абсолютно идеально сконструирована с точки зрения математики и акустики. Правда, эти рассуждения относятся лишь к самому древнему из дошедших до нас способов настройки индийских инструментов, гандхара-грама (реконструкция В.Е. Еремеева). Существуют и другие способы, например шадджа- и мадхьяма-грама. Но и эти настройки включают в себя и опираются на абсолютно чистые интервалы — квинты и кварты с соотношением частот 3/2 и 4/3.


Ступени гамм гандхара-, шадджа- и мадхьяма-грама
Ступени гамм гандхара-, шадджа- и мадхьяма-грама

Вообще в индийской гамме 22 ноты — 7 нот Свара и 15 дополнительных нот Шрути (не 12 и не 7!). Это удивительное звучание! Тонкое, с потрясающей мелодикой исполнение традиционных индийских раг основано на идеальном с точки зрения математики и психоакустики звукоряде. Послушайте, пожалуйста, эту музыку «вживую», вы получите несравненное удовольствие!

В основе принципов создания китайского звукоряда Люй-Люй (как, впрочем, и древнеиндийского) лежат космологические теории. Принципы построения китайского звукоряда основываются на взаимодействии Ян и Инь, мужского и женского начала, Неба и Земли.

Согласно преданию, император Хуан-ди (III тысячелетие до н.э.) приказал своему музыкальному министру Лин Луню изготовить бамбуковые флейты (люй). Когда тот взялся за дело, то перед ним вдруг появились две божественные птицы — фениксы, самка и самец, которые спели по шесть нот — шесть «иньских» и шесть «янских», взаимодействовавших определенным образом. Постигнув устройство звукоряда, Лин Лунь изготовил 12 бамбуковых флейт, которые и составили основу музыкальной системы.





Источник

Поделиться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *