В День кошек «МК» собрал фотографии великих мастеров со своими питомцами
В пятницу 1 марта День кошек и по этому поводу вспомним, кто из художников любил усатых-хвостатых. А кошатников в арт-среде – великое множество. Густав Климт, Пабло Пикассо, Анри Матисс, Василий Кандинский, Энди Уорхол и многие другие мастера не просто любили работать под мурчание своих питомцев, но и писали их на своих полотнах. Некоторые кошки даже оставили свой след – в прямом смысле слова – на работах хозяев, потому что свободно гуляли по мастерской.
Климт и Катце
Густав Климт обожал своего кота и звал его просто — Катце (с немецкого так и переводится – кот). Любимчик постоянно носился по мастерской художника, оставляя отпечатки кошачьих лап на рисунках и картинах. Хотя запечатленный на фото 1912 года Кот был не единственным питомцем. В мастерской у Климта жили сразу несколько кошек. Они любили прилечь на картинах и рисунках, так что на произведениях мастера можно найти не только следы лап, но ворсинки шерсти. Правда, писал Климт своих котиков не часто, зато поклонники художника переделали его знаменитый «Поцелуй» так, что на картине появился пушистый питомец.
Матисс и Блоха
У Анри Матисса было три кошки — Минуш, Кусси и Блоха. Он любил работать под их мурчание. Сохранилось много фотографий французского живописца с кошками. Одну из них мастер изобразил на коленях своей дочери Маргариты в работе «Девушка с черной кошкой» (1910).
Дали и Бабу
Сальвадор Дали был эпатажен во всем, поэтому завел себе не просто кота, а карликового леопарда – оцелота Бабу. Художник, правда, утверждал, что получил животное в подарок от главы государства Колумбия. В 1960 годах Бабу сопровождал Дали во всех поездках. Он брал оцелота и в рестораны, удивляя и пугая посетителей котом-гигантом. Во время одного из таких выходов в свет с Бабу, которого Дали водил на ошейнике, какая-то женщина так впечатлилась, что упала в обморок. В другой раз оцелот сбежал из номера фешенебельного отеля в Париже и перепугал всех постояльцев. «Все в панике разбегаться, словно крысы, в поисках какого-нибудь укрытия», — вспоминал в мемуарах друг художника, актер Карл Лозано.
Пикассо и Мину
Пабло Пикассо держал кошку по имени Мину. Ну как держал, скорее, она свободно жила вблизи гения, гуляя сама по себе, время от времени садясь на руки художника. Именно Мину Пикассо изобразил, ловящей птицу, в 1939 году, буквально за несколько месяцев до того, как грянула война. Рисунок стал символическим и нарицательным. Сам художник говорил: «Я терпеть не могу породистых кошечек, которые мурлычут на подушке в гостиной. Мне нравятся одичавшие кошки, которые охотятся за птицами, носятся по улицам как угорелые, тащат все, что ни попадя. Они смотрят на вас дикими глазами и того и гляди вцепятся вам в физиономию. А вы заметили, что кошки, живущие на воле, почти всегда брюхаты? Это вполне естественно: ведь они только о любви и думают».
Уорхол и Сэм
Энди Уорхол был настоящим кошатником. В 1950-х, когда художник еще зарабатывал книжной иллюстраций, у него появилась голубая кошка Хестер. Потом в гости из Питтсбурга в Нью-Йорк приехала мама, и вместе с ней в доме появился сиамский кот по кличке Сэм. В итоге у Уорхола появилось несколько десятков котов и кошек, и всех их он звал одинаково – Сэм. В 1954 году он создал серию «25 котов по имени Сэм и одна голубая кошка». Рисунки акварелью сделал Энди, а комментарии к ним – его матушки.
Кандинский и Васька
Любимец художника Василия Кандинского был его теской. Правда, кота Ваську он редко рисовал, зато был сильно к нему привязан. Многим позже, благодаря этой нежной фотографии, появилось целое направление в живописи — Kandinsky cat – с изображениями Василия в стиле Кандинского.
Фрида и Фрида
Фрида Кало в своем «голубом доме» держала разных животных. Она всех очень любила. У нее была обезьяна, несколько китайских хохлатых собачек, индюшки, голуби и попугаи. Кошки, конечно, тоже. Есть несколько автопортретов с кошками.
Среди них особенно пронзительный – с черной кошкой. Она здесь, конечно, символ. Второе «Я» самой Фриды.