Музыку к балету сочинил композитор Юрий Красавин. Автор постановки и автор либретто — хореограф Вячеслав Самодуров. «Если я не сам пишу либретто, я не могу потом ставить, мне этот текст будет непонятен», — объяснил он своё решение.
«Буря» не только последняя пьеса Шекспира, но и самая мистическая из всех сочинений драматурга. Среди её героев — и люди, и духи. Мир земной противопоставлен миру волшебному, магическому. Первозданная природа — цивилизации. Сюжет пьесы балансирует между комедией и трагедией. По желанию постановщика его можно развернуть в любом направлении. Неудивительно, что режиссеры любят эту пьесу. Немало было и балетных постановок (первый балет «Буря» появился на сцене почти что 200 лет назад в Париже).
Пролог новой постановки Большого театра неожиданный. Открывает балетный спектакль… хор моряков. Композитору Юрию Красавину пришлось написать несколько вокальных нот к их песне.
Далее — сцена на корабле во время бури, которую вызвал волшебник Просперо. В спектакле, который видела я, партию Просперо исполняет Денис Савин. Есть и другие составы. В пурпурной мантии он вырастает на сцене. Ещё недавно он был герцогом Милана, но его лишили власти в результате интриг. С тех пор он живет на острове вместе с дочерью юной Мирандой (Анастасия Сташкевич). С помощью волшебства он подчиняет своей воле слуг – крылатого духа воздуха Ариэля (Марк Чино) и невольника-дикаря Калибана (Дмитрий Дорохов). Навевает сон на свою дочь. Она танцует как будто бы в летаргическом состоянии. Он насылает бурю на корабль, на котором плывут его обидчики – его брат, узурпировавший миланский престол, и король Неаполя. С одной стороны, Просперо желает наказать своих обидчиков. С другой, — устроить свадьбу дочери и сына неаполитанского короля: юный Фердинанд (Владислав Лантратов) оказался на острове в результате кораблекрушения. И вот Миранда встречается с Фердинандом, между ними вспыхивает любовь с первого взгляда… Параллельно развиваются другие сюжетные линии. Калибан плетет свои интриги. Фендинанд становится рабом Просперо. Активными действующими лицами в этой истории являются духи. Они исполняют магические танцы… И все заканчивается хэппи-эндом: маг приходит в себя, сочетает браком любимую дочь и Фердинанда. Прощает своих обидчиков и всем дарует свободу и отрекается от магии. Ариэль и Калибан обретают свободу. Добро торжествует над злом, любовь — над предательством. Шекспировская «Буря» во всех смыслах — фэнтези. Витиеватый сюжет пьесы Вячеслав Самодуров исхитрился вместить в два акта (каждый примерно по 40 минут).
Но в балете важен не столько сюжет, сколько танец, движение, пантомима. В спектакле Вячеслава Самодурова всё это максимально представлено. Иногда с иронией, иногда возвышено и чувственно. Тут и классический арабеск и прыжки, и элементы ирландского танца, и современная хореография, и хаотичный хоровод духов.
Чуткое ухо наверняка услышит в оригинальной музыке Юрия Красавина современные, и неоклассические мотивы, и звучание старинной музыки. Композитор использовал темы из Семнадцатой сонаты Бетховена, которая неофициально называется «Буря» или «Шекспировская соната». Спектакль идет в сопровождении оркестра Большого театра под управлением Павла Клиничева. В партитуре есть инструменты, чей тембр привязан к конкретному персонажу. Калибан – это соло контрабаса, Ариэль – саксофон. Дуэт Миранды и Фердинанда – флейта и виолончель. Большое количество ударных инструментов. Самодостаточно звучит маримба.
Художник-постановщик Алексей Кондратьев в своей сценографии представил бурю как живое существо. В спектакле это огромная во всю сцену футуристическая световая инсталляция. Она движется. Не то это морские волны, не то всевидящее око Бога, а может быть, глаза духов, которые наблюдают за происходящим. Кондратьев назвал спектакль светопредставлением, игрой света. И в то же время это очень лаконичное решение, не отвлекающее внимание от балете.
Художник по костюмам известный модельер Игорь Чапурин нарисовал на телах некоторых персонажей тотемные линии. Внешние изменения происходят с Просперо на протяжении всего спектакля. То за его плечами вырастают крылья, то он облачается в золотистую царскую мантию. Максимально подчеркнул бесплотность духов: артисты одеты в короткие нюдовые купальники. В финале спектакля Миранда и Фердинанд становятся такими же бесплотными духами.
В «Буре» смешались несколько смысловых слоев: тут и магия, и мистика, и тема абсолютной власти. Волшебник Просперо может вызвать не только бурю на море, но и настоящую любовь.