Китай пытается войти в морскую историю, объявив о своих планах по созданию «первого в мире» контейнеровоза с ядерной силовой установкой. И это не тривиально: в случае успешного строительства это судно будет огромным и может представить собой новую эру судов с ядерной силовой установкой.
Судно KUN-24AP было представлено на выставке Marintec China 2023 в Шанхае компанией Jiangnan Shipyard, однако на момент написания статьи подробности об этом футуристическом судне остаются неясными. В частности, в сети есть только одно его изображение — цифровая модель, демонстрирующая размеры и масштаб судна (судя по всему, его грузоподъемность составит 24 000 стандартных контейнеров). Однако презентация также позволила понять, что может сделать KUN-24AP особенным, помимо его огромных размеров.
Революционная движущая сила для устойчивого судоходства?
По словам разработчиков, KUN-24AP будет оснащен новейшей двигательной установкой с реактором на расплавах солей, в котором в качестве топлива используется торий. Торий — это радиоактивный металл, который гораздо более распространен в природе, чем уран, и более дешев в использовании. Его использование в новом судне ознаменует резкое отличие от обычных атомных кораблей, поскольку торий может работать при повышенных температурах и низком давлении, что требует меньше воды для охлаждения и снижает риск расплавления.
В настоящее время судно предназначено для коммерческого использования, но, как и все ядерные технологии, оно вызывает очевидные опасения относительно своего потенциала двойного назначения. То есть не планирует ли Китай использовать ту же технологию в военных целях?
Хотя такая возможность остается, есть все основания полагать, что ее применение будет ограниченным. В частности, реакторы на расплавах солей на основе тория требуют более частых интервалов технического обслуживания, что нецелесообразно для многих военных целей. Вместо этого Jiangnan Shipyard описывает судно с ядерной силовой установкой как попытку решить растущие проблемы, связанные с изменением климата и энергосбережением в судоходной отрасли. Как поясняет Maritime China: «Предлагаемая конструкция сверхкрупных атомных контейнеровозов позволит действительно достичь «нулевого уровня выбросов» в течение всего цикла эксплуатации этого типа судов«.
Китай уже некоторое время работает над реакторами на основе тория, даже после того, как другие страны отказались от этой идеи. Реакторы на расплавах солей на основе тория имеют спорную историю, но Китай уже разработал один из них в пустыне Гоби, лицензия на который была выдана в начале этого года.
Реактор KUN-24AP должен предложить целый ряд преимуществ, включая более низкое давление в контуре, повышенную безопасность и возможность быстро прекратить работу в случае аварии.
Но, несмотря на заявления о том, что это новое судно откроет новую эру коммерческого судоходства с ядерной энергетической установкой, остаются нерешенные вопросы. Прежде всего, возникают вопросы об эффективности реактора, использующего в качестве носителя фторированную соль, и о том, не окажет ли он потенциального воздействия на окружающую среду. Только время покажет, насколько обоснованными окажутся эти опасения.
Тем не менее это заявление может вывести Китай на передовые позиции в области морских технологий и стать сигналом к масштабным изменениям в будущем коммерческом судоходстве.