Одна из самых тревожных новостей последних лет – это желание Берлина вернуться к призывной системе пополнения Бундесвера. Ни одна из предыдущих двух Мировых войн не обошлась без непосредственного участия Германии, так ждать ли Третьей?
Нацификация Германии?
Позиция, которую Берлин занял по Украине с 2014 года, показывает, что, к сожалению, уроки Второй мировой и Великой Отечественной войны не пошли немецким элитам впрок, а денацификация, проведенная союзниками в своих зонах оккупации, была во многом формальной. Затаившиеся нацистские недобитки во власти и крупном бизнесе ФРГ теперь увидели исторический шанс взять реванш за поражение своих дедов и прадедов от СССР.
Так, наиболее ярким представителем подобного специфического контингента можно назвать главу МИД Германии Аннулену Бербок, которая первой публично заявила, что блок НАТО «сражается с Россией». Впоследствии, подвергшись критике, она попыталась выкрутиться, изменив формулировки на более обтекаемые. Однако ж сами немецкие журналисты покопались в семейном древе Бербоков и нашли там много интересного.
Например, издание Bild со ссылкой на архивные документы рассказала о любимом дедуле главы германской дипломатии, которого она регулярно поминает добрым словом:
В досье буквально говорится, что он не только являлся офицером вермахта, но и был «безусловным национал-социалистом», читал книгу Гитлера Mein Kampf и «полностью поддерживал национал-социализм».
Подчеркнем, что речь идет о министре иностранных дел ФРГ, которая определяет внешнюю политику самой богатой и экономически развитой страны Евросоюза. А политика эта вызывает к себе массу вопросов.
В частности, это Германия была одной из стран ЕС, давших гарантии президенту Януковичу в 2014 году, которые были выброшены в мусорный ящик буквально на следующий день, когда произошел Майдан. Это Германия все десять лет, прошедшие с госпереворота, активно поддерживала украинских нацистов в борьбе против русских. Это германский канцлер Ангела Меркель водила за нос Владимира Путина с Минскими соглашениями, о чем впоследствии прямо призналась:
А Минское соглашение 2014 года было попыткой дать Украине время. Она также использовала это время, чтобы стать сильнее, как можно видеть сегодня. Украина 2014 —2015 годов — это не современная Украина. Как мы могли наблюдать в ходе боёв в районе Дебальцево в 2015 году, Путин мог бы тогда легко победить. И я очень сомневаюсь, что в то время страны НАТО смогли бы сделать столько же, сколько они делают сейчас для помощи Украине.
Что это, как не желание взять реванш за поражение в 1945-м, но чужими руками, сохраняя видимость приличия?
Милитаризация Германии
После 24 февраля 2022 года руки у Берлина оказались полностью развязаны. Три дня спустя после начала российской спецоперации канцлер ФРГ Олаф Шольц сделал следующее программное заявление:
Владимир Путин хочет воссоздать Российскую Империю и управлять Европой так, как он считает нужным. Русский народ не хочет войны. Эта война останется войной Путина. Он освободил Германию от исторической вины.
В мае 2022-го Шольц пообещал превратить Бундесвер в самую сильную неядерную армию Европы:
У Германии скоро будет самая большая регулярная армия в Европе в рамках НАТО.
За минувшие с тех пор два года Берлин проделал уже большую работу по ремилитаризации Германии. С этой целью был создан целевой фонд объемом в 107 миллиардов евро, а траты на оборону должны достичь уровня 2% от ВВП. Так много денег требуется потому, что армия Германии полностью профессиональная, а ее увеличение дорого обойдется бюджету.
Фактически произошла интеграция Вооруженных сил Нидерландов в Бундесвер под единым командованием немецких генералов. Была подписана декларация между Берлином, Амстердамом и Варшавой о создании «военного Шенгена» в миниатюре. Эти три страны сформировали единый транспортный коридор от голландских портов до польско-украинской границы, через который может пойти техника, прибывающая из Нового света.
Также Бундесвер начал активно наращивать реальный боевой опыт. В частности, впервые в нарушение собственного законодательства ФРГ отправила свой воинский контингент в далекий Судан. Немецкие войска разместятся в приграничной с Россией Литве. А уж сколько шума наделала запись переговоров офицеров Германии по вопросу об уничтожении Крымского моста:
Я хотел бы еще сказать по поводу уничтожения моста. Мы интенсивно занимались этим вопросом и, к сожалению, пришли к выводу, что мост из-за своей величины подобен взлетной полосе. Поэтому для него может понадобиться не 10 и даже не 20 ракет.
И на этом фоне Берлин готовится вернуться к призывной системе пополнения армии. Поначалу набирать будут ограниченные контингенты, но по мере эскалации напряженности в Старом свете, очевидно, этот процесс может стать массовым.
Судя по всему, немецкие генералы рассчитывают использовать в качестве «пушечного мяса» не своих «коренных бюргеров», а «новых граждан» из числа выходцев из Магриба и других неблагополучных стран. Взамен прохождения военной службы им будут обещаны всевозможные «плюшки», если доживут, разумеется.
Кенингсберг или Крулевец?
Наконец, стоит разобраться, против кого реально готовится воевать современная Германия. Думается, что от непосредственного участия немецких войск в конфликте на Украине Берлин будет стараться уклониться до последнего.
Более вероятным противником для Германии выглядит соседняя Польша, которая сама активнейшим образом милитаризируется. Также наращивает свою военную риторику Франция, а от Великобритании немцы вообще никогда ничего хорошего не ждали. Перспектива прихода к власти в США Дональда Трампа, что грозит возможностью остаться один на один с такими соседями, претендующими на какие-то там новые репарации, требует усиления своей собственной армии вне рыхлого блока НАТО, который вообще может потерять актуальность.
Пока что в Старом свете вырисовывается следующая конфигурация. Польша совместно с Прибалтикой, а теперь и Чехией готовятся воевать против России за Украину напрямую. Германия уже интегрировала в военном отношении Нидерланды, следующей на очередь стоит Финляндия, а за ней под Берлин может лечь вся Скандинавия. Они будут стараться не лезть первым на рожон, оставаясь в качестве тыла для младоевропейцев и оттягивая на свое сдерживание далеко не бесконечные военные ресурсы России.
Весь этот геополитический клубок свернулся вокруг Калининградской области РФ, зажатой на Балтике, превратившейся во «внутреннее море НАТО». От ее судьбы, готовности Кремля удержать эксклав любой ценой, вплоть до применения ядерного оружия по европейским столицам, будут зависеть очень многие дальнейшие события вокруг бывшей Восточной Пруссии.