Линкоры и крейсера ВМС Италии не стяжали славы в боях, да и охоты рисковать дорогими кораблями в бою с австро-венгерским флотом итальянское командование не спешило: воспоминания от битвы у острова Лисса были ещё слишком свежи. Поэтому было принято решение развивать новейшее по тем временам оружие — торпедные катера (MAS — motoscafi armati siluranti: моторные торпедные катера). Испытания первых — MAS-1 и MAS-2 были начаты в конце 1915 года.
После Первой Мировой войны итальянцы остались с сотнями торпедных катеров
Удачными испытания признать язык не поворачивался даже у отъявленных оптимистов, особенно неудачной была конструкция торпедных аппаратов. Было даже принято решение вывести катера в резерв, а строящиеся достроить в качестве противолодочных — без торпед, но с пушкой. Положение спасло изобретение бугельных торпедных аппаратов, конструкцию которых описывали следующим образом:
«Каждый состоял из двух пар клещей с расстоянием между ними около 2 метров, прикреплённых к корпусу с помощью стоек с шарнирами, благодаря которым торпеды в условиях обычного плавания могли заваливаться внутрь; перед выпуском достаточно было отдать крепления клещей, чтобы торпеды, благодаря собственному весу, повисли над водой на высоте около одного метра. Раскрытие клещей и спуск курка торпеды в момент выстрела осуществлялись с помощью одного и того же рычага».
Проблема была в том, что с парой торпед скорость и мореходность катера становились… достаточно низкими. Тем не менее итальянцы решились и применили даже столь несовершенные торпедные катера. В ночь с 5 на 6 сентября MAS-3 и MAS-7 потопили австрийский транспорт «Локрум» на рейде Дураццо. Начало было положено! А вскоре торпедные катера топят австрийский броненосец «Вена» в гавани Триеста, пароходы «Галиция» (да, обитателям Западной Украины пора обижаться!) и «Сараево»…
Успешные действия в ходе Первой мировой войны привели к тому, что к лету 1918 года в ВМС Италии было более 400 торпедных катеров! Поэтому в межвоенный период хитроумные обитатели Апеннинского полуострова имели возможность экспериментировать с новыми моделями, не отвлекаясь на обновление катерного флота.
Эксперименты касались корпусов: от традиционных деревянных через деревянные с металлическим набором к металлическим (металлические себя не оправдали — дерево пластичнее и лучше выдерживало нагрузки от ударов о волны на высоких скоростях). Двигателей: от бензиновых к дизельным (нормального дизеля итальянцам создать так и не удалось, так что остановились на бензиновых моторах). Размерах… Нет, с размерами потомки римлян не экспериментировали — все их катера до поры до времени были малыми. Зато выяснили, что для получения высокой скорости мощность двигателя должна рассчитываться исходя из формулы: 100 лошадиных сил на 1 тонну водоизмещения. Собственно говоря, это была одна из причин не строить большие катера: с мощными и надёжными двигателями у итальянцев были проблемы.
В чём-то развитие торпедных катеров в Италии пересекается с советской практикой (советская и итальянская кораблестроительные школы вообще очень тесно переплетены), только своего Туполева, имевшего достаточное влияние, чтобы продавить производство продукции исключительно своей фирмы, невзирая на возражения флотского командования, в Италии, по счастью, не было.
MAS-522 первой серии
Итогом экспериментов стали катера MAS 500-й серии, постройка которых началась в 1936 году. Это были деревянные катера (только один катер первой серии MAS-525 имел металлический корпус), корпус которых имел два редана (да, не только в СССР строились реданные катера!), водоизмещением 21,5 тонны, длиной 17 метров, шириной 4,4 метра, осадкой 1,3 метра. Два бензиновых двигателя «Изотта-Фраскини» по 1000 лошадиных сил каждый позволяли им развивать скорость в 44 узла. Дальность плавания составляла 350 морских миль, экипаж — 9 человек. Основным вооружением катеров были две 450-мм торпеды, кроме того, на них стояло по два 13,2-мм пулемёта. Могли итальянские торпедные катера брать на борт и шесть 50-кг глубинных бомб, но гидроакустических станций на них не ставили, так что эффективность в борьбе с подлодками оставляла желать лучшего (впоследствии иногда на борт брали «гидрофонные трубки», но толку от них было немного).
MAS-528 — ещё итальянский, впоследствии на Ладоге передадут финнам, окончит службу под советским флагом.
Первая серия из 25 торпедных катеров MAS-501 — MAS-525 была построена в 1936-37 годах. Правда, уже в 1940 году четыре катера продали Швеции. Поскольку ТТХ новых торпедных катеров вызвали у адмиралов всплеск оптимизма, в 1938 году была принята кораблестроительная программа, в которую вошло строительство второй серии из 25 катеров — MAS-526 — MAS-550. Единственное требование военных было — увеличить дальность хода: 350 миль это даже для Средиземного моря — курам на смех!
Вторая серия. Наглядно: маленький треугольник под днищем — тот самый фальш-киль.
Вторая серия отличалась от первой корпусом (по-прежнему деревянным, за исключением последнего катера серии — металлического) на 1,7 метра длиннее, в результате чего скорость выросла на узел (ну как выросла… В ходе эксплуатации крутые горки быстро укатывали итальянских сивок, и своих 45 узлов за всё время службы никто из них, скорее всего, не развил ни разу), а водоизмещение — до 25,5 тонн, корпус имел те же два редана и небольшой фальш-киль — для лучшей управляемости. Кроме того, вдобавок к главным 1000-сильным (на некоторых катерах — 1150-сильным) моторам на них поставили по два двигателя экономичного хода мощностью по 70 лошадиных сил, что позволило повысить дальность хода на скорости 6 узлов до 1100 миль. Вооружение отличалось от предшественников тем, что пришлось отказаться от одного из двух пулемётов. Стоимость одного катера составляла 400 тысяч лир — за корпус, 1 миллион лир — за двигатель.
Третья серия MAS-500 включала в себя 14 катеров, причём первый дивизион (MAS-551 — MAS-554) имел железные корпуса, все остальные — деревянные. Водоизмещение деревянных составило 26 тонн, металлических — 25 тонн. У этой серии катеров было усилено дно — как выяснилось, удары глиссирующих катеров о волны не проходят даром для их корпусов. Двигатели на третьей серии стояли также «Изотта-Фраскини» — 1150 лошадиных сил и «Альфа-Ромео» — экономичного хода, по 70 лошадиных сил.
Лирическое отступление: поскольку Италия — это Италия, то указание, что на катерах стояли двигатели фирмы «х» или «y» не означают, что на каждом катере именно они и стояли! Часто, особенно во время войны, ставили то, что было под рукою… В любом случае, катера третьей серии, вступившие в строй в 1941 году, больше 42 узлов не давали.
MAS-557 — четвёртой серии в базе
Четвёртая серия вошла в строй в январе — октябре 1941 года, в неё вошли катера MAS-556-MAS-576. Ничем, кроме цены, они от предшественников не отличались: корпус катеров этой серии стоил уже 1 миллион лир — инфляция!
10 июня 1943 года было принято решение о строительстве катеров пятой серии. Они получили металлический набор корпуса (при сохранении деревянной обшивки), не имели вспомогательных моторов, получили реверсивные муфты на все главные двигатели и 20-мм пушку вместо 13,2-мм пулемёта. Кроме того, вся носовая часть катера была выделена под кубрик личного состава, а все цистерны с топливом помещены в корме. Собственно говоря, у катеров пятой серии был только один недостаток: они не были построены. В 1943 году в Италии начался местный аналог смуты, Муссолини арестовал Фашистский совет, потом немцы разогнали совет и организовали марионеточную Социальную республику… В общем, всем стало не до торпедных катеров.
На торпедные катера MAS-500 легла основная боевая работа в ходе Второй мировой войны. Успехов, сравнимых с Первой мировой войной, они не достигли: появление многочисленных автоматических пушек на боевых кораблях сделало атаки катерников самоубийственными, но кое о чём из их действий рассказать можно. Начнём с операции «Пьедестал»..
Налёт на мальтийский конвой
Мальта в ходе Второй мировой войны была занозой, которая попила немало крови итальянским морякам, доставлявшим грузы (в первую очередь горючее) Африканскому корпусу Роммеля. Но и на самом острове наблюдался постоянный дефицит всего, в первую очередь того же горючего, без которого ни самолёты не летают, ни корабли не ходят. Для обеспечения гарнизона Мальты всем необходимым Британское адмиралтейство собрало крупный и хорошо охраняемый конвой, который по пути от Гибралтара на Мальту подвергся регулярным атакам германо-итальянской авиации. Внесли свою лепту в разгром конвоя и катера MAS-500…
Налёт авиации зенитчики с «Манчестера» отразили, но с торпедными катерами не управятся…
12 августа 1942 года ночью в районе острова Пантеллерии конвой атаковали немецкие и итальянские торпедные катера. Удача выпала на долю MAS-16 и MAS-22. Две торпеды с итальянских катеров попали в среднюю часть корпуса лёгкого крейсера «Манчестер», вызвав затопление машинного отделения. На корабле погибло 12 человек, а сам он, хоть и сохранил плавучесть, был добит эсминцем «Патфайндер» — чтобы не достался врагу. Хоть и не линкор, но жирная добыча!
Приключения итальянцев на Ладоге
Второй интересный момент в действиях итальянских торпедных катеров во время Второй мировой войны — действия на советско-германском фронте. В ходе этой авантюры катера MAS добрались аж до Ладоги. В состав XII дивизиона MAS вошли четыре катера: MAS-526 — MAS-529. Дивизион под командованием капитан-лейтенанта Джузеппе Бьянкини базировался в Лахденпохье и за время войны провел на Ладоге 37 боевых операций, включая эпичный десант на остров Сухо. Успехи? Ну, итальянцы записали на свой счёт канонерскую лодку «Бира» (что не помешало ей воевать до 1944 года…) и разгром конвоя из нескольких барж (о чем личный состав конвоя также не подозревал). Впрочем, здесь итальянцам есть оправдание: их торпеды были настроены на слишком большую глубину — речные и озёрные суда имеют осадку сильно меньше морских.
Кроме того, 4-я флотилия MAS базировалась на Чёрном море, в её состав, помимо разной экзотики типа взрывающихся катеров или малых торпедных катеров типа MTSM, входили и восемь катеров MAS: 19-й дивизион — MAS-566 — MAS-569 и 18-й дивизион — MAS-570 — MAS-573. Командовать флотилией был назначен капитан Франческо Мимбелли. Катера в разобранном виде довезли до Вены, откуда своим ходом по Дунаю — до Констанцы. С мая 1942 года и по конец обороны Севастополя катера совершили 65 боевых выходов. Основной задачей итальянцев стал перехват конвоев, везущих в Севастополь грузы и подкрепление. По данным итальянских источников, им удалось потопить несколько грузовых барж, потеряв погибшим командира катера MAS-571.
Корма крейсера «Молотов» после атаки MAS-573.
После оставления нашими войсками Севастополя, итальянцы базировались в Ялте и Феодосии. В ночь со 2 на 3 августа 1942 года катерам MAS-573 и MAS-568 удалось повредить крейсер «Молотов» и лидер эсминцев «Харьков». Причём, если повреждения «Харькова» были лёгкие, то «Молотов» простоял в ремонте до конца июля 1943 года. 6 сентября 1942 года MAS-568 потопил недалеко от Анапы советский пароход, после чего командование ЧФ решило показать макаронникам, где и как зимуют раки. 9 сентября на гавань Ялты был произведён авианалёт, в ходе которого MAS-571 и MAS-573 приказали долго жить, а ещё три катера были повреждены. Вскоре на замену погибшим катерам из Италии прибыли ещё два, но из успехов можно отметить только потопление катером MAS-566 катера MAS-572: таран — оружие героев! В мае 1943 года итальянцы убыли на родину, оставив катера немцам.
Италия вошла в войну с 69 торпедными катерами, из которых 51 — MAS-500. Ещё за время войны было построено 27 катеров этого типа. Американцы, наиболее плотно воевавшие с итальянцами, ни во что не ставили итальянскую армию и авиацию, но флот оценивали весьма уважительно. И MAS были одними из самых боеспособных кораблей этого флота. В целом, действия итальянских малых торпедных катеров во Второй Мировой войне можно признать удачными: свою постройку они точно окупили!
Источник