За последние годы ситуация на автомобильном рынке претерпела массу изменений. И если одни машины сильно подешевели, другие стали стоить дороже, чем 3 года назад. Это подтверждается результатами изучения вторичного рынка и мнением экспертов. Речь идет в основном о подержанных японских и немецких моделях, которые подорожали примерно на 60%.
1. Исследования рынка
В ходе исследований эксперты определили наиболее подорожавшие машины/ Фото: avtonovostidnya.ru
На протяжении всего 2022 года аналитики тщательно исследовали рынок подержанных авто от 45 концернов. Все эти модели официально завозились в Россию и продавались в дилерских центрах. При этом в списке не были учтены машины, которые попадали в серьезные дорожно-транспортные происшествия и нуждались в сложном кузовном ремонте либо эксплуатировались дольше 3 лет.
В ходе исследований обращали внимание на стоимость нового автомобиля в 2019 году, а также на ценник в б/у состоянии в 2022 году. В результате эксперты составляли среднюю цену, исходя из общего числа предложений.
Динамика роста цены напрямую зависела от года выпуска транспортного средства. Но если говорить о трехлетних экземплярах, то они подорожали в среднем на 39%.
2. Бюджетный класс
Kia Rio 2021-2022 года/ Фото: kia.ru
Как отмечают специалисты аналитического центра «Автостат», лидерами вторичного рынка с существенной динамикой роста цены за 3 года являются модели Kia и Hyundai. Популярный Kia Rio продается, как правило, на 28,6% дороже, чем на момент покупки в 2019 году.
За ним следует французский кроссовер Renault Sandero со значением 25,4% и востребованный в таксопарках, службах доставки и каршеринга Hyundai Solaris, получивший 25,1% прироста к стоимости.
Если проанализировать объявления на популярных площадках, то заявленные результаты будут более-менее соответствовать реальным. Приобрести достойный образец Hyundai Solaris с 3-летним возрастом можно дороже, чем за 1 млн руб.
3. Сегмент «С»
Mazda 3 подорожала почти на треть от показателей 2019 года/ Фото: auto.ru
В категории «С» лидером сегмента является Mazda 3, подорожавшая на 28% от ценников 2019 года. Таким образом, она превосходит даже многих представителей южнокорейского автопрома. К слову, автомобиль и до этого успешно сохранял стоимость и считался выгодной инвестицией. Это является заслугой традиционной японской надежности, выразительного дизайна и качественных агрегатов, что оказывает прямое влияние на стоимость модели на вторичном рынке.
За ней следует Kia Cerato с ростом цены в 27,3%, а затем Hyundai Elantra со значением 23,9%. А вот что касается «народного» Volkswagen Golf, то ему не удалось попасть в эту подборку, что, скорее всего, связано с покиданием немецкой маркой российского рынка после вступления в силу санкций. Эксперты обращают внимание на тенденцию подорожания машин на вторичке после роста цен в дилерских центрах.
Еще среди подорожавших автомобилей оказался седан Hyundai Elantra, который демонстрирует неплохие потребительские качества и высоко ценится на вторичном рынке. Но большая часть предлагаемых образцов раньше были на службе в такси.
4. Бизнес-седаны
Toyota Camry стала дороже на 30,8 процента/ Фото: toyotacenter.ru
Что касается седанов представительского класса, то бестселлером российского рынка является легендарная Toyota Camry, которая не просто не потеряла в цене, а стала еще дороже. Показатель роста стоимости достиг 30,8%, что даже больше, чем у описанной выше Mazda 3.
По очевидным причинам машина очень популярна среди российских автомобилистов, поэтому не перестает пользоваться спросом даже на вторичном рынке.
Далее следует Mazda 6 с динамикой роста цены в 30,1%, что тоже является высоким показателем, особенно в сравнении с «тройкой». Также в категории бизнес-седанов с растущим ценником оказалась Skoda Superb, подорожавшая на 13,2% от стартовой стоимости в дилерском центре.
5. Кроссоверы
Suzuki Jimny вырос в цене на 34,2 процента/ Фото: autonews.ru
Некоторые автомобили в кузове компактных SUV тоже продемонстрировали стабильный рост стоимости на рынке подержанных экземпляров. Симпатичный японец Suzuki Jimny подорожал на 34,2%, а китайский Cherry Tiggo 4-го поколения стал дороже на 33,7%. Как ни странно, но в этом классе была упомянута и отечественная Lada Niva в версии Legend, прибавившая 31,6% к стоимости в 2019 году.
Еще прочно закрепился в первой десятке популярнейших авто на российском рынке Haval F7. В базовой версии с 1,5-литровым турбированным двигателем мощностью 150 л. с. с крутящим моментом 280 Нм кроссовер доступен за 2,15 млн руб., в то время как в начале 2022 года можно было купить дорестайлинговый вариант за 1,78 млн руб.
6. Премиум-класс
Toyota Land Cruiser 300/ Фото: rg.ru
Если рассматривать более дорогостоящие, но не менее популярные автомобили, то с ними дела обстоят немного иначе. Например, новая BMW 3 серии 320 2019 года выпуска стоит от 6 млн руб. в новом состоянии и около 3 млн руб. за подержанный экземпляр с небольшим пробегом, идентичным двигателем и комплектацией.
Toyota Land Cruiser тоже не подорожала на фоне 2019 года. Сейчас новое авто стоит около 9 млн руб., в то время как на вторичке внедорожник продается в среднем за 6-7 млн руб.
7. Выводы, прогнозы
Больше всего подорожали автомобили масс-маркета/ Фото: ria.ru
Проанализировав автомобильный рынок, можно сделать вывод, что самые большие показатели роста цены наблюдаются в категории масс-маркета или так называемых «народных» авто. Эти модели пользуются огромной популярностью из-за доступной цены и активно покупаются молодыми семьями, службами каршеринга, такси или доставки. Из-за введения санкций данный сегмент переживает не самые лучшие времена – соответственно, стоимость подержанных образцов продолжает расти.
Хотелось бы верить, что параллельный импорт частично улучшит это положение, но посредники заинтересованы в более дорогостоящих вариантах, чтобы больше заработать на перегоне. Поэтому сейчас в стране наблюдается острая нехватка автомобилей масс-маркета, и понятие «народный» автомобиль постепенно стирается.
Ведь если раньше к этой группе относились традиционно недорогие корейские или французские авто, которые стоили дешевле 1 млн руб., сейчас найти их по этой цене достаточно сложно или вовсе невозможно.
Лучше не торопиться с продажей автомобиля на вторичном рынке, поскольку вскоре машина может подорожать/ Фото: kommersant.ru
Однако исходя из сложившейся ситуации, не следует спешить продавать свой автомобиль на вторичном рынке из-за подорожания модели. Ведь цены выросли как на подержанные экземпляры, так и на новые автомобили из салона.
Если продать машину по выгодной цене все-таки можно, то купить новый вариант с экономией уже не получится. Поэтому продавать автомобиль нужно тогда, если у вас есть нужная сумма для покупки нового авто, или это вынуждают сделать жизненные обстоятельства. При отсутствии весомых причин для продажи лучше отложить ее на потом.
Кроме того, не следует расценивать перечисленные выше машины как вариант для инвестиций. Это связано со следующими факторами:
Нынешняя ситуация нетипична для автомобильного рынка и в будущем обязательно изменится. Поэтому к ней нужно относиться как к временному периоду, который рано или поздно закончится.
8. Что повлияет на цены в 2023 году
В Россию активно завозят китайские модели/ Фото: китайские-автомобили.рф
Если говорить о грядущих изменениях в ценах подержанных автомобилей на вторичном рынке, то в первые месяцы 2023 года не стоит ожидать глобальных изменений. На оставшиеся на складах автомобили цены не вырастут, а стоимость свежих экземпляров в салонах будет откорректирована позже.
Сейчас эксперты отмечают, что дефицита новых авто в России не наблюдается, и дилерам уже удалось наладить альтернативные каналы поставок. Дилерские центры не планируют накручивать цены за дополнительное оборудование, поскольку они и так достаточно высокие.
Сегодня официально в Россию завозят автомобили китайского автопрома. Сколько они будут стоить в 2023 году, зависит от сложностей логистики, особенностей российского законодательства и транзакционных издержек. Учитываются также инфляция и курсы валют – эти факторы напрямую влияют на стоимость авто.
Что касается параллельного импорта, то его перспективы в 2023 пока совсем неочевидны. Эксперты отмечают, что доля ввозимого транспорта может составить 30%, но параллельный импорт не гарантирует снижения цен на запчасти и готовую продукцию. Учитывая существенные расходы на логистику и сертификацию, дилерским центрам невыгодно ввозить в Россию автомобили бюджетного класса. То же самое касается сокращения производства на западных заводах из-за проблем с поставками комплектующих.
К сожалению, схема параллельного импорта не может покрыть все потребности рынка, но по итогам 2022 года в России продали 1,5 млн авто, завезенных таким образом.
Ожидается также увеличение выпуска отечественных авто в 2023 году на 30%, то есть – как минимум до 800 тыс. экземпляров. Одним из ключевых игроков отечественного рынка станет «АвтоВАЗ», который собирается выпускать до 400 тыс. машин и наладить сборку отдельных иномарок.
Интересно также узнать про 10 самых продаваемых машин в России, недорогих и неприхотливых.
Источник