Иннокентий Смоктуновский и Ирина Мирошниченко в фильме «Дядя Ваня»
Фото: Кадр видео.
Мы встретились с Ириной Петровной в девяностые годы, как раз в связи со смертью Иннокентия Михайловича Смоктуновского. Газете нужны были отзывы, а Ирина Мирошниченко очень много играла вместе со Смоктуновским на сцене МХАТ имени Чехова (тогда в названии еще была буква «А»). Еще был фантастический фильм «Дядя Ваня» Андрона Кончаловского. Дядей Ваней был Смоктуновский. Прекрасной Еленой, Еленой Андреевной с безупречным профилем и волосами цвета отбеленного льна, стала Ирина Мирошниченко.
На встречу она опоздала. Я ждала ее в полутемной гримерке, заполненной всякими безделушками. Агентов у звезд тогда в помине не было: только личные договоренности. В какой-то момент ко мне пришла женщина, довольно полная, замотанная в разнообразные ткани где-то от шеи. Ее лицо было почти не тронуто временем. Нет, не со времен «Ошибки резидента», где она была просто хорошенькой девушкой в кадре. Скорее, со времен экзотичной брюнетки Мадам Вонг, хотя тут-то уже привычные взгляду белокурые волосы Мирошниченко струились по плечам.
Еще были руки. Холеные, послушные любому повороту разговора. Без лишнего акцентирования – легкое движение, приподнятое из-под шали запястье в нужный момент, поворот указательного пальца. Иногда руки людей как бы «гримасничают», действуют слишком активно, но здесь была другая история. Она говорила и жестикулировала медленно, как будто пела. Словно колдунья, которая затягивает в свои сети.
Иннокентий Смоктуновский, Ирина Мирошниченко и Сергей Бондарчук.
Фото: кадр из фильма..
Не могу сказать, что услышала от нее что-то эксклюзивное. «Кеша», — говорила она, и как будто перекатывала это имя на языке. Дальше – улыбка. Дальше – история, рассказанная уже всем. На съемках «Дяди Вани» у Кончаловского очень не удавалась одна сцена, где Сергей Бондарчук целует Ирину Мирошниченко, и вдруг заходит дядя Ваня. Смоктуновский.
Сначала она играла ужас из-за того, что ее застали, «застукали». Но потом у Ирины Петровны сдали нервы – слишком много дублей. И при очередном появлении Смоктуновского она просто захихикала. Этот дубль и вошел в кино.
В театре они тоже сыграли этот спектакль. Последний в жизни Смоктуновского. «Дядя Ваня» уже давно шел на сцене, с 1985 года. В 1994 году была та самая, предсмертная постановка. Дальше – инфаркт.
Что помнила об этом Мирошниченко? Ледяные руки Смоктуновского. В финале на центр сцены выходили трое: Олег Ефремов, красавица Ирина Петровна и Иннокентий Смоктуновский. У Ефремова рука была горячая, у Смоктуновского – ледяная.
Он умер 3 августа 1994 года. Она – 3 августа 2023 года, всего год назад. Их связывала только работа, но каждый раз, когда вы увидите этих двух людей на экране в «Дяде Ване» , что-то дрогнет в душе. Как-то так, по-чеховски.
Сергей Бондарчук и Ирина Мирошниченко.
Фото: кадр из фильма..
P.S.
Из одного интервью Иннокентия Михайловича Смоктуновского
«Вы знаете, я, наверное, звероящер: я люблю свою страшную, исковерканную страну. Страшную потому, что её довели до ужаса. Я разъезжаю по всему миру, когда там идут мои фильмы «Гамлет», «Дядя Ваня», «Чайковский»… И всё-таки у меня было всегда ощущение праздника возвращения на мою искалеченную родину. Я долго думал, что же это такое? Привязанность раба? Я думал, что меня держит семья, которую я нежно люблю — дочь, сын, жена, дом… Да, это всё есть, но не только…
Смогу ли я жить в какой-то другой стране? Нет, не смогу. Я ушиблен, я искалечен этой страной. Я не могу, когда мою страну обижают. Не Советский Союз, а Россию, мою родину. Я воевал и был в высшей степени честен. Я был в плену у немцев, бежал из лагеря военнопленных, пошёл в партизаны. Я воевал в партизанах, потом меня хотели перебросить с частями Красной армии в тыл, но решили, что не следует этого делать, а лучше послать в штрафные роты в наказание за пребывание в плену. Нам приказали брать город Ковель, просто брать, без артиллерии, без подготовки, без танков, без самолётов…
Я очень много испытал, очень много потрачено жизни, нервов, чувств, любви для того, чтобы сделать родину мою доброй, хорошей, светлой».
СЛУШАЙТЕ ТАКЖЕ
Царица Анна Асти требует стейк из фламинго, а хулиганка Глюкоза — Hennessy XO: райдеры звезд ошеломляют (подробнее)