И выстроить надежные и безопасные отношения со сверстниками
ДРАКА ВО ИМЯ ДРУЖБЫ
На днях сын пришел из садика с синяком. Оказалось, одногруппник поставил вопрос ребром – или ты со мной дружишь, или я тебя бью. Казалось бы, где логика? Но искать логику в детских отношениях бесполезно – ее там нет. Зато есть дикая смесь искренней привязанности, доброты, коварства, интриг и агрессии.
В любой детской тусовке можно услышать фразы вроде «Поднимите руки те, кто не играет с Мишей!» или «Если не дашь это, скажу Оле, чтоб не дружила с тобой!» С точки зрения взрослого эти разборки выглядят наивно, но для детей все серьезно. Еще бы – сейчас они прокачивают умение общаться и заводить друзей, которое очень пригодится в жизни.
Вся человеческая цивилизация строится на взаимодействии друг с другом. Нашим предкам были нужны друзья и союзники, чтобы выжить. Иначе кто поделится едой в голодный год, поможет прогнать хищника, присмотрит за детьми, пока взрослые гоняют мамонта. Поэтому выстраивать дружескую социальную сеть начинали с раннего детства.
Сейчас мир на первый взгляд не так опасен, но друзья по-прежнему важны – не меньше, чем хорошая семья. Есть научные данные, что надежные дружеские отношения защищают от стресса, депрессии и одиночества, повышают самооценку и в целом способствуют успеху и благополучию. Кто же из родителей не хочет такого своим детям? Осталось только разобраться, что для этого нужно сделать.
Дружеский подкуп
В традиционных обществах для укрепления дружбы часто используют подарки. Например, в одном из африканских племен, обитающих в Калахари, с подачи родителей дети дарят сверстникам красивые бусинки. Ерунда, казалось бы, но, когда ребенок вырастает, у него уже сформирована социальная сеть минимум из 20 друзей и союзников, живущих в пределах 150 км. Есть кому поддержать в трудную годину! Это заставляет по-новому взглянуть на утомительные детские праздники с их подарками и аниматорами.
ГОДЫ ТРЕНИРОВОК
Часто дети разбираются сами. И за годы тренировок, если все идет хорошо, учатся действительно дружить, а не просто использовать друг друга. Как что происходит и в каком возрасте? Психологи давно пытаются найти закономерности.
Например, Роберт Селман описал несколько стадий развития дружеских отношений. На нижнем уровне – малыши, которые называют другом любого незнакомца, с которым 15 минут поиграли на площадке. При этом каждый сосредоточен на себе, чувства других еще не понимает и в расчет не берет, отношение к друзьям потребительское – поиграли и разошлись. На верхнем – подростки, которые дозревают до осознания, что дружба – это отношения, проверенные временем, в основе которых доверие, поддержка, взаимопонимание.
Схему Селмана часто критикуют за то, что она неполная, местами недостоверная, потому что построена на опросе самих детей, а они далеко не всегда умеют объяснить свои чувства словами. Новые исследования показывают, что уже в младенчестве человечки выделяют дружелюбных и щедрых людей, сами способны помогать другим и далеко не всегда эгоистичны и лишены эмпатии.
В любом случае становится ясно, что научиться дружить не получится, если не понимать и не учитывать то, что происходит в голове другого человека. И тут, возможно, детям потребуется помощь.
Развитие дружбы по Роберту Селману
До 6 лет. Дружба – дело случая, дети сосредоточены на себе и слабо представляют, что может думать и чувствовать другой.
7–9 лет. Приходит понимание, что в дружбе важна взаимность, дети начинают оценивать друг друга и учитывать, как их действия и слова влияют на партнера.
9–12 лет. Друзья помогают друг другу. Общение основывается на социальном обмене – то есть ребенку важно, что он дает и что получает взамен.
После 12 лет. Дружба начинает восприниматься как отношения, основанные на взаимном доверии и уважении к автономности партнера.
КТО КОМУ ДРУГ
Психологи выяснили много всего интересного про детскую дружбу, и это поможет родителям понять, в каком направлении двигаться. Начнем с того, что дети не желают дружить с теми, кого считают агрессивными, вспыльчивым, нечестными и эгоистичными. Стремление командовать и капризы тоже всех раздражают. А вот с добрыми, общительными, понимающими и умеющими кооперироваться захотят дружить все. Это, кстати, справедливо даже для подростков, среди которых, увы, часто доминируют личности подлые и токсичные.
Дружба склеится, если деточкам весело вместе, у них есть общие интересы и схожи характеры. И хорошо бы дружба давала взаимные бонусы – например, один умный, а у другого высокий социальный статус.
Среди других ценных для дружбы качеств – умение внятно объясниться (поэтому детям, которые плохо говорят, труднее заводить приятелей), просоциальность, самоконтроль, готовность помочь и идти на компромиссы, плюс щедрость, умение играть по правилам и спокойно дожидаться своей очереди. То есть кровиночка, которая растёт как «пуп земли», явно будет в пролете.
ЧТО МОГУТ РОДИТЕЛИ
Есть счастливчики, которые, кажется, от рождения способны ладить с людьми. У них всегда много друзей, они всегда в центре внимания. Другим же приходится всему учиться в полевых условиях – и, конечно, не всегда все проходит гладко. Как говорит психолог Катерина Мурашова, дети исследуют мир эмпирически, тыкая в него палкой – это единственный доступный для них инструмент познания. Именно поэтому в детском общении всегда будут обиды, слезы, драки и недоразумения.
Как бы ни хотелось защитить детку, оградить от разочарований его можно, только вообще не выпуская к другим детям. Но именно общество сверстников критично важно для развития общего интеллекта. Нужна та самая социализация, которую ребенок проходит в садике и школе. Ни один самый любящий взрослый не заменит полноценно тех самых исследователей с палками, хотя ситуацию, безусловно, нужно контролировать и вмешаться, если возникнет что-то серьезное – например, буллинг. Или лидер группы, в которой и ваш ребенок, учит всех плохому. Или он сам всех подбивает на асоциальные поступки. В целом будет прекрасно, если ребенок вращается среди доброжелательных просоциальных детей. Конечно, это бывает непросто устроить.
Но в любом случае родители могут многое. Первое – дать надежную привязанность. «Долюбленным» детям проще заводить хороших друзей, показывают исследования. Второе – больше говорить об эмоциях, учить их распознавать у себя и у других, и контролировать их. Третье – дать ресурс. Дети ценят тех, кто умеет то, чего не умеют другие. Например, достает языком до носа, или показывает карточные фокусы, или знает что-то интересное. Подумайте вместе с ребенком – в какой области он мог бы стать экспертом?
Еще нужно уметь просить прощения, если провинился, и заглаживать вину. Даже малыши способны оценить раскаяние и простить за сломанный домик – особенно если виновник пообещал все исправить. И главное – учить слушать других и чаще задумываться – а чего, собственно, хочет вот этот конкретный человек? Возможно, желания совпадут, и это станет началом настоящей дружбы.
Как вписаться в игру (советы ребенку)
-
Сначала понаблюдай, чем именно заняты дети.
-
Воздержись от критики, не навязывай свои правила.
-
Попытайся присоединиться к игре с пользой. Если играют в ресторан, можно, например, попробовать стать новым посетителем.
-
Если дети не принимают в игру, отойди в сторону и займись своими делами. В конце концов, в половине случаев игра не складывается – и в этом нет ничего драматичного.