Любознательность и стремление учиться у человека есть на генетическом уровне.
Когда ребёнок справляется с непростым заданием – ощущение успеха у него наивысшее. Он получает удовольствие, которое мотивирует на следующие достижения. И наоборот, если требования завышены, справиться не удаётся, мотивация резко падает. Ребёнку важно быть и ощущать себя успешным! И задача родителей – изо всех сил этому способствовать.
Родители же обычно много работают, и у них просто не хватает времени на собственных детей.
Начнём с того, что ребёнка часто отдают в школу слишком рано. Если малыш уже умеет читать, считать и даже писать, это говорит о его хорошей интеллектуальной готовности. Но психологически дети созревают по-разному. Психологическая готовность – это умение делать не то, что хочется, а то, что сейчас надо. И если ребёнок не готов, он сильно устаёт от того, что должен постоянно контролировать своё поведение.
Не сравнивайте вашего малыша с другими, более успешными, не подсмеивайтесь и не критикуйте.
Ваши некорректные высказывания просто «убьют» всю его мотивацию. Каждый ребёнок индивидуален. Его можно сравнивать только с ним самим – например, с тем, каким он был пару месяцев назад, и никак иначе. Нельзя переносить на ребёнка свои ожидания, не учитывая его возможностей! Необходимо создать доверительный и спокойный микроклимат в семье. Любое семейное неблагополучие вызывает у детей очень много переживаний. Серьёзной проблемой может быть и несогласованное воспитание. Как в басне «Лебедь, рак и щука»: папа требует, мама тайком делает уроки вместо ребёнка, а бабушка жалеет. Ребёнок быстро теряет мотивацию и усваивает правила манипуляции.
В первом классе ребёнку необходимо активно помогать. Пока ему трудно себя организовать и заниматься тем, чем надо. Постарайтесь научить ребёнка учиться: садиться за уроки вовремя, выделять главное, уметь пересказывать. Если ему трудно, то помогите сделать хотя бы часть задания. А потом скажите, что скоро у него получится всё сделать самому.
Поощряйте ребёнка за хорошую учебу и старание.
Но не деньгами! Так ребёнок будет стараться получать хорошие оценки, а не знания. Гораздо полезнее награждать совместным времяпрепровождением: походами в цирк, на каток, в кино… Научите детей проверять себя после выполнения любого задания. Для этого поиграйте в школу, где он – учитель, а вы – ученик. Количество ошибок резко сократится, а значит, возрастёт мотивация к новым достижениям. Не ожидайте немедленных результатов! Это невозможно. Только терпение, любовь, понимание и помощь приведут к успеху.
Главная задача – формирование адекватной самооценки у ребёнка, а не уровень успеваемости.
Дети с отсутствием веры в себя не преодолевают трудности, а избегают неудач. Когда они вырастают, они таким же способом уходят от взрослых решений. Дети с завышенной самооценкой преувеличивают свои способности и часто делают ошибки, которых не признают. Им тоже нелегко, так как они не научились просчитывать возможные риски. Только постоянная поддержка и помощь в достижении результатов дадут ребёнку опыт в обретении успеха во взрослой жизни.
Ваши дети учатся не для себя, а ради вашей похвалы и признательности.
Не надоедайте им нотациями, сделайте ставку на интерес и любознательность. Тогда учёба станет приносить радость и поможет расширить круг интересов. Любой ребёнок – это самостоятельная личность, он не должен реализовывать то, в чём вы в своё время не преуспели. Он зависит от вас и нуждается в вашей поддержке. И тот багаж, которым вы его обеспечите (в виде навыков, мотивации, уверенности в себе), будет либо поддерживать его во взрослой жизни, либо отягощать и создавать дополнительные трудности. Выбор за вами!!!
Светлана Кубарева