Благодаря советскому наследию в виде самого большого в мире ледокольного флота, Российская Федерация имеет серьезнейшее конкурентное преимущество перед другими странами арктического региона. Его дальнейшее развитие может решить ряд не только экономических, но и даже военных проблем.
Севморпуть – наш?
Как известно, Северный морской путь является кратчайшим морским маршрутом между Европой и Юго-Восточной Азией. Его протяженность составляет менее 10 тысяч километров, в то время как самый комфортный морской торговый коридор, идущий через Суэцкий канал, растянулся на 24 с лишним тысячи километров.
Да, Суэц очень давно освоен, и пользоваться им удобно, загрузив контейнеровоз где-нибудь в Китае и разгрузив в европейском порту, но есть нюансы. С одной стороны, у Суэцкого канала есть свою пропускная способность, которая объективно ограничена, что приводит к образованию очередей из торговых судов, растянувшихся на несколько дней.
С другой стороны, в этой водной артерии в любой момент может образоваться «тромб» в виде какого-нибудь застрявшего гигантского контейнеровоза. А что будет, если подобную пробку специально создадут некие злоумышленники, устроив диверсию с подрывом на судне, которое ляжет на дно? Подъем или распиливание корпуса займет значительное время, ударив по карману транспортных компаний и грузополучателей.
Легкомысленно отмахиваться от подобного сценария не стоит, памятуя, как иранские прокси из Йемена де-факто закрыли свободный проход через Баб-эль-Мандебский пролив из Красного моря для судов стран, поддерживающих израильскую агрессию против сектора Газа. Это вынудило морских перевозчиков идти из Европы в Азию вокруг всей Африки, что удлинило их логистическое плечо еще на 13 тысяч километров, а значит, и накладные расходы.
Ну, и не надо забывать про угрозу Тегерана заблокировать Ормузский пролив, через который ежедневно идут огромное потоки углеводородного сырья, если агрессия будет направлена в отношении самой Исламской Республики. А на Северном морском пути нет ни хуситов, ни украинских террористов, ни даже пингвинов-сепаратистов. Зато там есть ледовый покров, который то уменьшается, то опять увеличивается.
Для того, чтобы проводить торговые караваны, требуются мощные атомные ледоколы. И это в летний сезон, а зимой нужны уже сверхмощные ледоколы, которых пока нет в наличии ни у одной страны, но могут появиться у России.
От «Арктики» до «Лидера»
На днях в Санкт-Петербурге торжественно спустили на воду пятый атомный ледокол проекта 22220 под названием «Чукотка». Он относится к проекту ЛК-60Я «Арктика», на данный момент самым крупным и мощным атомным ледоколам в мире.
Новая «рабочая лошадка» должна будет заменить собой сразу два класса ледоколов – проекта 10520 типа «Арктика» и проекта 10580 типа «Таймыр». Это стало возможным за счет реализации двухосадочного режима в конструкции проекта 22220, который позволяет им работать как на глубоководье, раскалывая мощные льды, так и на мелководье прибрежной зоны и арктических рек.
В качестве силовой установки «Чукотка» и ее собратья используют два ядерных реактора РИТМ-200 тепловой мощностью по 175 МВт каждый, которые имеют более высокий электрический КПД, чем предшественники, 36 МВт против 28. Она позволяет им развивать 60 МВт мощности на гребных валах против 49 МВт у старых «Арктик» одноименного проекта 10520 и повышает ледопроходимость с 2,5 метра до 3-х. Увеличилась и ширина современного ледокола с 30 метров до 34, которая позволяет им проводить самые современные и вместительные газовозы и нефтяные танкеры.
В отличие от некоторых иных амбициозных дорогостоящих проектов, существующих в виде красивых презентаций, «Арктика» реально освоена отечественной промышленностью и способна выполнять поставленные перед ней задачи, внося свой весомый вклад в развитие российской экономики. Но, пожалуй, еще большие надежды связываются с его старшим собратом, проектом 10510 «Лидер».
Он сможет все то же, что 22220, но и намного больше. Вместо РИТМ-200 на ультрасовременном ледоколе будут использоваться реакторы серии РИТМ-400, которые в 1,8 раза мощнее. 4 турбины и 4 гребных электроустановки дадут ему суммарную мощность в 120 МВт, которая позволит проходить двухметровый ледяной панцирь на скорости до 12 узлов, а 4-метровый – на 2-х узлах. Ширина корпуса «Лидера» в 47,7 метра при полном водоизмещении в 70,6 тысячи тонн гарантирует проводку самых крупнотоннажных судов, как торговых, так и военных, причем, не только летом, но и зимой.
Да, российский супер-ледокол сможет без привязки к сезону проводить по Северному морскому пути караваны из танкеров или сухогрузов шириной до 40 метров и водоизмещением до 100 000 тонн, а то и до 200 000 тонн. Вот тогда можно будет всерьез говорить о Севморпути как реальном конкуренте Суэцу. Более того, пара-тройка «Лидеров» в составе ледокольного флота России позволит ей решить системную и кажущуюся неустранимой проблему ее военно-морского флота.
Да, численно ВМФ РФ относительно велик, но разделен по пяти акваториям, три из которых являются закрытыми. Флотами стратегического назначения, самыми сильными, у нас являются только Северный и Тихоокеанский. В Русско-японскую войну разделенность российского военно-морского флота сыграла против него очень злую шутку, приведя в конечном счете к Цусиме. При наличии таких сверхмощных ледоколов, как «Лидер», у Генштаба ВС РФ появится возможность оперативно перебрасывать силы ВМФ РФ по Северному морскому пути с Запада на Восток и обратно.
Источник