Этот материал – вторая часть интервью с Хоханом Сокэном, одним из самых известных и уважаемых мастеров каратэ XX века. Беседу провели в клубе сержантов Кадена, расположенном на авиабазе Кадена на Окинаве. Присутствовали Сокэн Хохан, один из его старших учеников Кисей Фуси и интервьюер – Эрни Эстрада. Сокэн был шиханом 10 дана в Серин-рю Мацумура Сейто каратэ-до. После его смерти в 1982 году на основе его учений возникло несколько федераций.
Интервью было взято 10 сентября 1978 года и проводилось на испанском языке, к большому неудовольствию Кисея. Сокэн же прекрасно говорил по-испански благодаря тому, что прожил в Аргентине более 25 лет. Англоязычная версия материала взята на ресурсе FightingArts и переведена для Superkarate.ru.
Эстрада: Сэнсэй, вы говорите, что Серин-рю Мацумура Сэйто каратэ-до – это старый стиль со множеством секретов. Поскольку вы также говорите, что стареете, что, по вашему мнению, необходимо передать современным ученикам окинавского каратэ?
Сокэн-сэнсэй: В каратэ есть много секретов, которые люди никогда не узнают и никогда не поймут. Эти идеи действительно не являются секретом, если вы тренируетесь на Окинаве под руководством хорошего учителя. Вы увидите, как учитель использует эти так называемые секретные техники снова и снова, пока они не станут для вас общеизвестными. Другие посмотрят на это и удивятся, что для них это продвинутая или секретная техника. Это потому, что у них нет хороших учителей или их учителя не исследовали соответствующие стили обучения.
Каратэ – это гораздо больше, чем просто удары руками, ногами и блоки. Это изучение оружия и борьбы. Вооружение и бой пустыми руками идут рука об руку. Как вы можете научиться защищаться от оружия, если не знаете, на что оно способно?
Сокэн-сэнсэй использовал испанское слово, обозначающее борьбу, когда описывал этот вид искусства, но чувствовалось, что более подходящим термином был бы «грэпплинг». Он заявил, что многие люди часто называют окинавское искусство грэпплинга борьбой в окинавском стиле главным образом потому, что оно никогда не было систематизировано и выглядело как свободная для всех форма боя.
Сокэн-сэнсэй: В юности на Окинаве к борьбе относились очень серьезно, и нередко люди получали переломы рук и ног в результате участия в этой легкой форме развлечения.
Сокэн-сэнсэй использовал термины «тэ-куми» и «гьяку-тэ» для обозначения этого древнего окинавского искусства.
Тэ-куми буквально означает «встреча рук». Это имело оттенок поединка-вызова, часто одна деревня против другой. Это было воспринято как серьезный вызов, с которым часто сталкивались жители деревень. Это сильно отличалось от кумитэ, которое в современном каратэ называется тренировочным спаррингом и воспринимается скорее как спорт. Когда Эстрада стал свидетелем практики тэ куми в окинавских деревнях, он подумал, что это похоже на окинавское айкидо. Хотя практикующим не разрешалось наносить удары, они могли тянуть, толкать и манипулировать суставами своих противников во время борьбы, чтобы получить преимущество, что отличается от окинавского сумо. Предположительно, тэ-куми связано с деревенским каратэ, где ката часто имели хорошо известные названия, но были короткими и не походили на преподаваемые в городах ката.
Гьяку-тэ означает «перевернутые руки» и относится к тэ-куми. Когда противник пытается применить технику борьбы, чтобы добиться доминирования, обратная техника (гьяку-тэ) нейтрализует технику противника и превращает ее в эффективную технику для другого человека. Следует отметить, что приемы обращения являются общими для большинства систем дзю-дзюцу и айкидо.
Опасность напоминания Сокэну-сэнсэю о «старых методах игры» заключалась в том, что он часто вставал, хватал вас, а затем применял один из этих болезненных методов развлечения простых людей – ему нравилось наблюдать, как американец «пищит как мышь, на которую наступили».
Сокэн-сэнсэй: Борьба – старинный окинавский обычай, который широко практикуется во всех деревнях. В Америке дети играли в «ковбоев и индейцев». На Окинаве мы играли в борьбу друг с другом. В каждой деревне мы проводили соревнования борцов, и одна деревня выставляла бы своих лучших борцов против всех желающих. Это было очень интересно.
Некоторые люди видят борьбу и называют ее окинавским дзю-дзюцу, но это неправильно. Это старый метод, называемый «Тэ». Практика Тэ была очень распространена в эпоху Мэйдзи/Тайсе (на рубеже веков), но под влиянием Японии эти методы почти исчезли.
Эстрада: Сэнсэй, у вас есть какие-нибудь рекомендации для нас, американцев?
Сокэн-сэнсэй: Да, но тебе это не понравится! Американцы хотят учиться слишком многому и слишком быстро. Вы хотите больше того и больше того. У вас есть время на то, чтобы учиться. Учитесь медленно. Учитесь правильно. Смотреть. Слушать. Практика, практика, практика! Не будьте опрометчивым американцем, будьте умным американцем. Никогда не спешите учиться, хорошо? Спешное обучение может причинить боль. Знаете ли вы о боли? Позвольте мне показать вам!
В это время Сокэн продемонстрировал базовые методы «Тэ», включающие использование «острой кости предплечья» и методов «большого пальца». По словам Эстрады, это было очень больно. Сокэн потрясающе владел анатомией человека и большим пальцем поражал различные нервы в плече, предплечье и по бокам тела. При этом он много смеялся – ему очень нравилось бороться. Ряд техник напоминал движения айки-дзюдзюцу, и вместо того, чтобы приближаться к противнику, он делал шаг назад и использовал вес своего тела, чтобы увеличить силу техники. Он всегда блокировал, используя то, что он называл «двойным костным блоком», и контратаковал техникой большого пальца или техникой борьбы, которая опускала вас на землю. Сокэн заявлял, что он мог пробить человека сквозь землю или просто бросить его на землю – в любом случае противник находился в явно невыгодном положении. Затем он мог бы подчинить вас такими приемами, как удары ногами, или просто уйти от дальнейшей конфронтации.
Эстрада: Сэнсэй, ваши ката очень отчетливы и красивы. У меня есть вопрос, который беспокоит меня после Окинавской выставки. Помните, когда мы видели бойцов бо в Наго? Они использовали названия многих ката, которые практикуются сегодня, но они очень разные. Единственное, что кажется одинаковым, это название.
Сокэн-сэнсэй: Да, они одинаковые и не одинаковые. Вы говорите, что прожили на Окинаве пять лет, но не можете понять окинавцев. В старые времена, когда мы на самом деле были окинавцами, а не японцами, многие пожилые люди не были умными – или такими образованными, как сегодня. Они не путешествовали, не смотрели телевизор, многие никогда не покидали свои деревни без необходимости. У нас были фестивали. Все приходили, смотрели и учились.
Эти деревенские жители наблюдали, как другие модные горожане практикуют свои тэ или свои методы владения оружием. Скажем, ката, которое они знали или практиковали, имело ряд движений. Они приезжают в город и видят городские ката с одними и теми же движениями. У городских ката было название… а возможно, у их ката не было названия. Итак, они вернулись и назвали свои ката в честь городских ката, потому что в них было несколько одинаковых движений.
Некоторые из их ката имели пять или, может быть, десять движений. Тайра, мой друг, ходил в деревню и изучал эти ката. Он говорит, что выучил таким образом 500 ката! Вау! Он говорит, что это правда, но он также любит рассказывать истории. Некоторые из этих ката имели всего 3, а может быть 5 движений. 500 ката! Это смешно, но он был коллекционером историй. Он знал их, но не понимал.
Эстрада: Тайра был другом или учеником? Он очень известен своим оружием в Японии.
Хохан-сэнсэй: Да, Тайра… он знал много ката, да. Ха-ха-ха… Да, он мертв, ты это знаешь. Он все время следил за моим ката и пытался выучить некоторые. Но я бы обманул его и изменил ката просто так. Он все равно вернется и еще немного посмотрит в надежде, что сможет забрать ката в свою копилку. Когда мы оба были молоды, наше каратэ было очень хорошо. Когда мы оба состарились, наше кобудо было хорошим.
Почему вы хотите знать эти вещи – эти старые идеи, эти старые способы? Их старой ценностью было выжить в сложном бою. Ты ударишь меня, и я покажу тебе… Хорошее каратэ означает, что ты еще и испытываешь себя через боль. В хорошем каратэ движения быстрые, как у мангуста. Если ты медленный, ты можешь умереть. Если вы поспешите, то есть шанс, что вы и ваша семья выживете.
Эстрада: Да, в начале этого столетия бои, должно быть, были совсем другими.
Сокэн-сэнсэй: Да, вы не знаете этих старых дней. В бою… если ты проиграешь, поражение потерпит вся твоя семья. Они могли умереть. Вы будете усердно работать, чтобы поддержать семью. Если бы вы были ранены или убиты во время боя, ваша семья умерла бы от голода. Жизнь на Окинаве была очень тяжелой.
Теперь молодые люди хотят быть японцами. Они не говорят на окинавском языке. Они ленивые. Они не уважают стариков и не гордятся тем, что они окинавцы. Да, мы бедная страна, но это не оправдание того, что мы замалчиваем нашу культуру и говорим, что мы те, кем мы не являемся. Это нехорошо.
На этом сэнсэй начал злиться, и интервью было завершено.