![Как Гюстав Курбе свалил Вандомскую колонну и нарисовал самую неприличную картину на свете 9 "Автопортрет с черной собакой"](https://s14.stc.yc.kpcdn.net/share/i/12/13853592/wr-960.webp)
“Автопортрет с черной собакой”
Фото: wikimedia.org.
Первое слово, которое приходит на ум при упоминании Курбе – «бунтарь». Первая его картина, которую вспоминаешь, вольно или невольно – «Происхождение мира», самое скандальное, что было написано в XIX веке (и сегодня это полотно становится огромным сюрпризом для девственных в плане искусства посетителей музея Орсэ). Главный его поступок, столь же безбашенный, сколь и безумный – низвержение Вандомской колонны, красивой, зеленой, служащей украшением Парижа (ее со временем водрузили на место). Он был современником двух революций и Парижской коммуны, яростным сторонником свободы творчества и убежденным реалистом (хотя по молодости все-таки романтиком): принципиально писал только то, что мог увидеть собственными глазами. Прожил на свете 58 лет, умер в относительной бедности, нажив себе много врагов, и сейчас считается одной из самых ярких звезд живописи своей эпохи.
![Как Гюстав Курбе свалил Вандомскую колонну и нарисовал самую неприличную картину на свете 10 "Отчаявшийся"](https://s09.stc.yc.kpcdn.net/share/i/beige/325472601571f31e1bf00674c368d335.gif)
“Отчаявшийся”
Фото: wikimedia.org.
«ОН ОБЛИЛ ПРЕЗРЕНИЕМ ВСЕ ПРАВИЛА ИСКУССТВА!»
Гюстав Курбе родился в 1819 году в глубоко провинциальном городке (скорее даже деревушке) Орнане; впрочем, отец его был человеком довольно состоятельным. Он учился в семинарии (это закончилось анекдотически: перед исповедью подросток составил колоссальный список своих грехов, включив туда вообще все грехи, которые в теории можно совершить, и шокированные наставники отказались ему их отпускать). Потом учился в безансонском Королевском колледже. Отец хотел, чтобы Гюстав стал юристом, в колледже должны были его подготовить к получению высшего образования, вот только юриспруденция мало волновала юношу. Когда ему исполнилось двадцать, он отправился в Париж, – опять-таки, якобы учиться на юриста – но вместо этого пошел в Лувр, был потрясен произведениями «малых голландцев» и испанцев вроде Веласкеса и Сурбарана, принял решение посвятить себя живописи.
Ею Гюстав интересовался с детства, вот только в родном захолустье уроки брать было особо не у кого. Потом он гордо утверждал, что как художник, «сделал себя сам», – и действительно, формального образования у него не было, он его получал в основном в музеях; но известно, что он занимался у Карла Штейбена, офранцузившегося немца, учившегося в Петербурге, и работал в художественных ателье, где рисовал обнаженную натуру. Однако главной моделью для себя поначалу был он сам, создав в 1840-е много автопортретов. Самый известный называется «Отчаявшийся» (руки вцепились в волосы, глаза вытаращены), но чаще мы видим на них красивого и надменного молодого человека.
Это все был романтизм, но вскоре Курбе круто повернул к тому, что потом назовут реализмом. В 1849-м он написал «Дробильщиков камня» (картина погибла при бомбардировке Дрездена в 1945-м, но мы знаем ее по репродукциям): старик на жаре колотит молотком по камням, 15-летний парень тащит корзину с уже раздробленными булыжниками, причем оба отвернулись от зрителя (характернейший для Курбе прием). Для художника это было предельным выражением страдания и нищеты. Тогда же появились знаменитые «Похороны в Орнане», где Курбе запечатлел похороны своего деда в родном городе: мрачнейшая картина, с пасмурным небом и толпой скорбящих в черном.«Послеобеденный отдых в Орнане» не сильно жизнерадостней: трое унылых мужчин слушают четвертого, играющего на скрипке, причем мужчина в центре опять-таки демонстративно отвернулся от зрителя. И все это – на огромных холстах, три на шесть или два на два с половиной метра (формат, который академические живописцы использовали для пышных исторических полотен).
Неудивительно, что «Похороны в Орнане» были прокляты критиками: они называли картину безобразной и осознанно уродливой, писали, что там «нет перспективы, расположения, композиции, все правила искусства опрокинуты и облиты презрением», что это «поверхностная шутовская карикатура». (Сам Курбе замечал, что на полотне изображены похороны романтизма). Удивительнее, что «Послеобеденный отдых…» пользовался относительным успехом, ее купило французское государство, и Курбе получил 1500 франков.
![Как Гюстав Курбе свалил Вандомскую колонну и нарисовал самую неприличную картину на свете 11 "Послеобеденный отдых в Орнане"](https://s09.stc.yc.kpcdn.net/share/i/beige/325472601571f31e1bf00674c368d335.gif)
“Послеобеденный отдых в Орнане”
Фото: wikimedia.org.
О Курбе стали говорить, что он дикарь, и притом опаснейший; видимо, «ужасный социалист». Сам же он писал: «в нашем столь цивилизованном обществе мне необходимо вести жизнь дикаря» и объявлял себя «художником-мастером без идеала и без религии». Британский критик Том Лаббок писал о нем: «Он брал на себя любую оппозиционную роль, принимал любую позицию сопротивления: провинциальный крестьянин; богемный аутсайдер; социалист-революционер; средневековый ремесленник; паломник; атеист-материалист».
КТО КУРБЕ НЕ ВИДАЛ, ТОТ В ОРСЭ НЕ БЫВАЛ
Не надо, конечно, думать, что Курбе изображал только бедность и страдания. Он с удовольствием изображал море и побережье, а еще – женщин, одетых («Девушки на берегу Сены») и обнаженных. По заказу турецкого дипломата, любителя живописи и эротомана Халила Шериф Паши Курбе написал, например, «Спящих» (две обнаженные девушки, задремавшие в обнимку). И, конечно, «Происхождение мира» – весьма впечатляющую картину, на которой изображена… гм, нижняя часть тела женщины, лежащей на спине, задравшей ночную рубашку и расставившей ноги.
Это, конечно, абсолютная провокация, хотя Курбе и не предполагал выставлять полотно на салонах, оно должно было находиться в частной коллекции. И это самое неожиданное проявление страсти Курбе к реализму – великолепным наглым жестом он перечеркивает ту игривую эротику, которой баловались французские художники до него. Тайн, сладострастных намеков, попыток расшевелить фантазию в этом вообще нет – просто изображение женских гениталий, и довольно бесстрастное. «Живопись по своей сути является конкретным искусством и может состоять только из изображения реальных и существующих вещей» – провозгласил когда-то Курбе; ну вот, конкретнее и реальнее «Происхождения мира» трудно что-то себе представить.
Когда Халил Шериф Паша проигрался в карты и разорился, «Происхождение мира» переходило от одного коллекционера к другому, в конце концов его купил философ и психоаналитик Жак Лакан, а в 1995-м оно обрело покой в парижском музее Орсэ, где сейчас является самой популярной картиной после ренуаровского «Бала в саду Мулен де ля Галетт». Искусствоведы годами гадали, кто, собственно, позировал художнику: головы и вообще верхней части тела натурщицы мы не видим. Долго думали, что это ирландка Джоанна Хиффернан, любовница приятеля Курбе, американского художника Джеймса Уистлера (похоже, она стала и любовницей Гюстава, после чего дружбе с Уистлером пришел конец). Но сейчас считается, что моделью стала Констанс Кеньо, бывшая танцовщица и подруга Халила Шериф Паши, – получается, что он целенаправленно заказал Курбе изображение определенной части ее тела.
ГОРЕСТНЫЙ УДЕЛ КОММУНАРА
Весной 1871 года в течение 72 дней столицей Франции правила Парижская коммуна. Курбе принял в событиях самое активное участие: он был комиссаром по культуре и председателем спешно организованной Федерации художников. Главным его вкладом во французскую культуру того периода стало разрушение Вандомской колонны. Она была отлита при Бонапарте в честь победы при Аустерлицем, якобы из переплавленных вражеских пушек. Еще до воцарения Коммуны, во время франко-прусской войны, Курбе утверждал, что никакой художественной ценности колонна не представляет, что она «была призвана увековечить идеи войны и завоеваний прошлой императорской династии», а стало быть, ее надо убрать с площади. Курбе предлагал перенести ее к Дому инвалидов, но в итоге ее просто свалили.
А когда Парижской коммуне пришел конец, пришлось возвращать ее на место, и именно Курбе заставили это восстановление оплачивать. У художника не было на это денег (с него затребовали колоссальную сумму в 323 000 франков); его имущество и картины конфисковали, а сам он сначала попал в тюрьму, а потом был вынужден уехать в Швейцарию. Там на протяжении последних лет жизни писал в основном пейзажи (Шильонский замок, скалы, тополя) и натюрморты (яблоки, гранаты, груши, мертвая рыба).
За колонну он должен был перечислять французскому правительству по 10 000 франков в год в течение 33 лет. Первая выплата была назначена на 1 января 1878 года. Ровно за день до этого, 31 декабря 1877-го, Курбе скончался в возрасте 58 лет. И это было вовсе не самоубийство: художник, выпивший за свою жизнь несколько цистерн алкоголя, умер от цирроза печени. Немного магии в истории сурового живописца, который предъявлял ошарашенному французскому зрителю факты жизни и не всегда снисходил до того, чтобы этот зритель мог заглянуть его персонажам в глаза.