В реальности, несмотря на то, что период замены масла будет превышен даже в два раза, немедленного апокалипсиса для двигателя не произойдет. Существуют примеры, когда некоторые водители проезжали по 90 000 километров и более, не меняя масло, и их авто продолжали функционировать. Хотя масло, безусловно, сильно густело и темнело, мотор при этом позволял автомобилю ездить.
Необходимо подчеркнуть, что упомянутые ситуации касаются старых атмосферных бензиновых двигателей с чугунными блоками цилиндров, отличавшихся выдающейся надежностью и долговечностью. Моторы, которые выпускают сейчас, с малым рабочим объемом, едва ли выдержат подобные испытания. На данный момент есть множество фактов, когда турбированные ДВС выходили из строя ещё до первого ТО. Поэтому проведение подобных экспериментов с маслами для новых двигателей не рекомендуется.
Предназначение моторного масла в двигателе не ограничивается только смазкой деталей. Масло снижает трение, защищает внутренние поверхности двигателя от коррозии, отводит тепло, удаляет нагар и другие отложения, а также помогает выводить продукты износа элементов.
При условии, если масло долго не меняется, то оно лишается своих базовых преимуществ, и его возможность эффективно смазывать детали резко ухудшается, что ведет к усилению трения между движущимися элементами. Это, в свою очередь, увеличивает нагрузку на компоненты двигателя и повышает риск их выхода из строя. Избыточное трение вызывает перегрев и увеличивает расход топлива.
По прошествии времени моторное масло претерпевает значительные изменения: оно становится более вязким и утрачивает способность эффективно отводить тепло, что может привести к перегреву силового агрегата. В критических ситуациях масло может загустеть так, что начнет выдавливать сальники, что, в свою очередь, ведет к утечкам смазки и снижению уровня масла. Это создает риск серьезных поломок двигателя, вплоть до его полного выхода из строя.
Не стоит забывать и о наборе присадок, который изначально был частью масла. Со временем концентрация этих активных компонентов уменьшается, а негативные химические соединения, образующиеся в момент сгорания топлива, начинают оседать в камере сгорания и масляных каналах. Этот процесс приводит к засорению и дальнейшему ухудшению условий смазки, что может значительно повысить риск повреждения двигателя.
Важно помнить, что увеличенное трение ведет к стремительному износу металлических поверхностей и образованию мельчайшей стружки в моторном масле. Изначально масляный фильтр способен улавливать эти частицы, эффективно защищая систему смазки. Однако со временем его эффективность начинает ослабевать, и стружка начинает свободно циркулировать по масляной системе, действуя как наждачка. Эти абразивные частицы способствуют ещё более быстрому износу движущихся частей двигателя. Если игнорировать необходимость замены масла, это может привести к крайне неблагоприятным последствиям, вплоть до полного заклинивания двигателя. Поэтому моторное масло следует менять согласно рекомендациям производителя (обычно через 10 или 15 тысяч км) и ни в коем случае не пропускать регламентное ТО.