Работа свечи зажигания проходит через три ключевых фазы: идеальное функционирование, нормальное состояние и полное снижение эффективности. При слишком длительной эксплуатации свечи не утратят полностью свою функцию, однако затраты на топливо могут быть многократно выше, чем положено.
Важно понимать, что даже редкие сбои в системе зажигания приводят к тому, что топливо не сгорает полностью, что, в свою очередь, заставляет блок управления увеличивать подачу топлива, чтобы уравновесить потерю мощности. Заблуждением является то, что системы самодиагностики сразу реагируют на такие незначительные пропуски. На самом деле, они активируют предупреждения только при значительном количестве сбоев за короткий промежуток времени. Это означает, что водители могут не замечать проблемы до тех пор, пока не начнут сталкиваться с увеличением расхода топлива, эквивалентного по цене большому количеству свечей.
Вот простой пример. Если свечи прошли уже 50 тысяч километров, и за последние 20 тысяч километров потребление топлива выросло на 5%, при среднем расходе 10 литров на 100 км и цене бензина в 60 рублей за литр, фактически владелец авто переплатит 6000 рублей.
Как правило, изолятор становится первой жертвой износа свечи, поскольку он со временем начинает пробиваться на массу.
Наиболее разумный подход — это следовать заводским рекомендациям по замене свечей и при появлении ошибок системы самодиагностики, таких как «пропуск зажигания», тщательно проверять, не кроется ли корень проблемы в самих свечах или в катушках.
Реальный срок службы свечей диктуется не производителем самих свечей, а инженерами, создающими двигатель. После тщательных испытаний они определяют рекомендуемый пробег, по истечении которого необходимо заменить свечи. Фирмы, производящие свечи, лишь предлагают усредненные данные: для обычных — около 40-50 тысяч км, для иридиевых — до 120-150 тысяч км. Эти цифры актуальны только при использовании высококачественного топлива, что, как известно, в российских реалиях далеко не всегда достижимо. Тесты, проведённые в условиях, приближённых к реальной эксплуатации, показывают, что обычные свечи теряют свою производительность уже после 20 000 км пробега, что влечет за собой увеличение расхода топлива на 4-6 процентов.