— Случай, конечно, из ряда вон выходящий, хотя не абсолютно уникальный: подобное все-таки иногда случается, — сразу же подчеркнул заслуженный военный летчик РФ генерал-майор в отставке Владимир Попов. – Причиной произошедшего может быть допущенная кем-то халатность, но нельзя не принимать во внимание и нынешнюю непростую обстановку, связанную с проведением специальной военной операции…
— То есть вы не исключаете, что здесь сработала чья-то злая воля?
— Да, нельзя сбрасывать со счетов предположение о диверсионных действиях. Хотя помимо этого следствию предстоит проверить еще несколько версий: уже упомянутую мной халатность, возникновение проблем технического свойства, наконец – ошибки пилотирования.
Более ясная картина случившейся с Суперджетом катастрофы станет складываться после того, как будут расшифрованы записи «черных ящиков».
— Этот лайнер должны были проверить еще в Луховицах, на авиазаводе, после завершения всех ремонтных работ, прежде чем его отправят к месту постоянной «прописки»?
— Совершенно верно. По существующим нормам на нем должны сперва подняться в воздух заводские летчики-испытатели. Причем, как правило, таких полетов совершается минимум два: во время первого обнаруживают недоработки, неудовлетворительное действие систем, потом уже на земле специалисты эти выявленные огрехи устраняют, и испытатели еще раз поднимают машину в воздух, проверяя, все ли «работы над ошибками» проведены качественно.
Далее наступает черед перегонного экипажа, который прибыл из авиакомпании-заказчика. Он должен сначала совершить облет крылатой машины, то есть ее протестировать в воздухе, полетав, например, по кругу в районе заводского аэродрома и проверяя при этом работоспособность всех систем и механизмов. Лишь после того, как такой облет благополучно, без замечаний завершен, подписываются акты приемки-сдачи — и можно отправляться в путь «домой», на аэродром родной авиакомпании.
— Упомянутая вами «летная триада» всегда выполняется?
— Стопроцентной гарантии дать не берусь. Потому что порой может у кого-то возникнуть желание «навести экономию». А тогда, скажем, облетали заводские испытатели самолет, какие-то его дефекты обнаружили, их вслед за тем специалисты на земле подправили, — и сразу же перегонный экипаж полетел на этой машине восвояси.
Хотя следует отметить, что летчики из авиакомпаний обычно относятся к проверке отремонтированных «бортов» очень скрупулезно. Экипаж, который забирает лайнер, прошедший ремонт, настроен «накопать» максимум недостатков, даже самых мелких огрехов перед тем, как улететь на нем с завода. Иначе потом претензий не оберешься от технического персонала своей авиакомпании.
— Возвращаясь к высказанному вами ранее подозрению насчет криминальной ситуации с этим Суперджетом…
— Могу еще раз сказать, что вполне допускаю криминальный характер авиационной катастрофы под Коломной. Тут можно вспомнить события уходящей недели: стало известно о планах украинских спецслужб организовать теракт на авианесущем крейсере «Адмирал Кузнецов», была пресечена попытка угона на Украину нашего бомбардировщика…
То есть будановские ребята – разведка Украины — стремятся работать на российской территории очень настойчиво. И порой добиваются каких-то результатов. Ведь там работают отнюдь не глупые люди, профессионалы, и это нам следует учитывать.